Рижский аэропорт заморозил строительство отдельного терминала для дешевых авиакомпаний, ждет роста грузоперевозок уже в этом году и прихода новых перевозчиков будущим летом, заявило руководство воздушных ворот столицы
Поводом для интервью с председателем правления международного аэропорта Rīga Кришьянисом Петерсом и членом правления аэропорта Янисом Балькенсом стало получение европейской премии Routes Marketing Award, присуждаемой авиакомпаниями лучшим, по их мнению, аэропортам. Латвийская столица стала первой в регионе Скандинавии и Балтии, обойдя таких конкурентов, как Стокгольм и Копенгаген. Впрочем, большую часть из отведенного для интервью часа управляющие говорили не о наградах, а о насущных проблемах.
Рассказывая о планах аэропорта на 2009 год, Петерс, в частности, отметил, что руководство рассчитывает на 10-процентный прирост пассажиропотока. Таким образом, аэропорт обслужит свыше 4 млн. человек, а число рейсов должно увеличиться на 11-12%. Что касается прибыли, то правилами Кабинета министров установлено: аэропорт должен быть рентабельным. С учетом всех проблем в экономике Латвии и авиационной отрасли, а также новых тарифов компания Starptautiskā lidosta Rīga планирует заработать несколько сотен тысяч латов.
"Результаты первого квартала нынешнего года пока оправдывают наши ожидания. Прирост пассажиропотока составил 8,9%. Конечно, он обеспечен за счет транзита. К концу года число транзитных пассажиров должно дойти до 1 млн., то есть примерно четверти в общей структуре. Если бы не транзит, то наши показатели были бы схожи с результатами деятельности аэропортов Таллина и Вильнюса, где сокращение числа пассажиров к концу года может достичь 50%.
Сегодня можно уверенно сказать: Рига стала недосягаемым лидером региона, контролируя 63% рынка Балтии. До 20% рейсов из аэропорта Вильнюса совершаются в латвийскую столицу. Для литовцев она стала главным направлением. В Таллине мы также первые — 12% рейсов, и там нам наконец удалось обогнать очень сильного конкурента — Хельсинки", — пояснил Балькенс.
Комментируя новые тарифы Рижского аэропорта, которые вступят в силу 1 ноября этого года, а также влияние этого решения на ведущие авиакомпании airBaltic и Ryanair, Петерс сказал, что эти авиаперевозчики по определению не могут быть довольны, поскольку услуги подорожают.
"С airBaltic, чей головной офис находится в Риге, мы очень интенсивно общались уже на этапе разработки тарифов и в итоге пришли к единому знаменателю. С Ryanair переговоры не были такими плотными, но уже летом мы начнем с ними консультации. Думаю, они также окажутся удачными и ухода ирландцев из Риги точно не будет. Хотя бы потому, что наши тарифы все равно будут самыми низкими в регионе и ЕС", — сказал Янис Балькенс.
Нынешний туристический сезон руководство аэропорта оценивает сдержанно, но с оптимизмом.
"Спад в этом сегменте — очень существенный и напрямую отображает экономическую ситуацию в стране. Число рейсов может сократиться наполовину. Однако в августе к нам прилетит первый "Боинг-747" с туристами из Японии. Чтобы их привлечь, была проделана огромная работа. Главное, что удалось достичь договоренности об организации поездок с крупнейшим японским туроператором — JTB World Vacations. Это своего рода аналог советского Интуриста. Если он посчитает маршрут удачным, то вслед за ним в Латвию придут и другие туристические компании", — говорит Балькенс.
"Кризис очень благотворно повлиял на другую сферу деятельности аэропорта — обслуживание бизнес-авиации. Число частных самолетов, базирующихся в Риге, выросло за последние месяцы вдвое. Сейчас на нашей площадке стоит 20 машин. Причина как раз в кризисе. Состоятельные россияне стали экономить. Они перевели свой летный парк из Ниццы и Женевы в латвийскую столицу: здесь дешевле, да и летное время до Москвы — всего 90 минут. То есть пока клиент по московским пробкам доберется до аэропорта, его там уже будет ждать прилетевший из Риги самолет", — заявил Кришьянис Петерс.
Источник: Бизнес&Балтия