Развитие мирового рынка бизнес-авиации традиционно находится в тесной корреляции с общим состоянием экономики. Нынешняя глобальная рецессия нанесла ему серьезный удар, в тяжелом положении оказались ключевые для отрасли регионы – США и Европа, вместе представляющие почти три четверти рынка
Развитие мирового рынка бизнес-авиации традиционно находится в тесной корреляции с общим состоянием экономики. Нынешняя глобальная рецессия нанесла ему серьезный удар, в тяжелом положении оказались ключевые для отрасли регионы – США и Европа, вместе представляющие почти три четверти рынка.
На США приходится 66% активного мирового парка бизнес-джетов, в европейских реестрах зарегистрировано 12,1% всех воздушных судов бизнес-авиации, а в плане поставок новых воздушных судов в 2008 г. на долю Северной Америки пришлось 54%, а в Европу отправились 26% воздушных судов авиации общего назначения. Мировой экономический спад потянул рынок вниз, и с конца 2008 – начала 2009 гг. основные показатели стали рушиться значительными темпами. Локальный российский рынок на фоне тяжелой рецессии, обрушившейся на страну во второй половине 2008 г. в результате резкого падения цен на нефть и стремительного оттока капитала, пока еще составляет заметную, хотя и подвергшуюся существенной эрозии долю[1] в европейской бизнес-авиации.
К сожалению, точных инструментов, способных достоверно свидетельствовать о достижении дна на рынке деловой авиации, не существует. Тем не менее, по заключению специалистов Upcast Media, некоторые индикаторы свидетельствуют о том, что влияние негативных факторов на отрасль достигло максимума и начинает ослабевать. Резкое снижение интенсивности перелетов бизнес-авиации, характерное для предыдущего периода, в апреле—июне замедлилось, объем предложений на вторичном рынке стабилизировался на уровне 17—18% от активного парка, а количество сделок по купле—продаже последовательно увеличивается с марта текущего года. Именно эти три показателя начали снижение в начале 2008 г., еще до того как «финансовый шторм» накрыл глобальную экономику. И именно они могут первыми свидетельствовать о стабилизации и достижении нижней точки падения рынка.
Однако, по заключению авторов Upcast Marketscope, стабилизация на локальных, в том числе и ключевых рынках происходит неравномерно. Наиболее оптимистичные результаты показывает США, ситуация в Европе выглядит сложнее, Россия, с ее сократившимися вдвое к маю текущего года прибылями предприятий и рухнувшим в первом полугодии на 10,1% ВВП, пока еще находится в сравнительно худших условиях. Влияние негативных факторов на производство самолетов бизнес-авиации сказывается с задержкой в 12—24 месяца, поэтому некоторое ослабление отрицательного давления на отрасль в целом пока никак не отражается на темпах сокращения поставок. Количество предложений на вторичном рынке все еще держится на рекордно высоком уровне, а проблема финансирования покупок также остается нерешенной.
Авиакомпании бизнес-авиации продолжают бороться со значительным снижением спроса на чартерные перелеты, интенсивность трафика держится на уровне, значительно меньшем показателей прошлого года. Рынок в целом, если и не достиг дна, то приблизился к нему вплотную, однако трудные времена для бизнес-авиации на этом еще не закончились.
Источник : Upcast Marketscope™