Малая авиация просится в небо.

В Государственной Думе состоялся «круглый стол» по проблемам авиации общего назна­чения­, которая объединяет коммерческую негосударственную авиацию, сверхлёгкие летательные аппараты, планеры, воздухоплавательную и другую летающую технику.

В Государственной Думе состоялся «круглый стол» по проблемам авиации общего назна­чения­, которая объединяет коммерческую негосударственную авиацию, сверхлёгкие летательные аппараты, планеры, воздухоплавательную и другую летающую технику.

По мнению участников встречи, потенциал малой авиации у нас в стране огромен. Есть и новые модели летательных аппаратов, и компании, желающие их эксплуатировать. Но немало и проблем. Прежде всего они касаются организации полётов, использования воздушного пространства, взаимодействия частных владельцев воздушных судов с авиационными службами.

Участники «круглого стола» обратили внимание, что с момента вступления в силу Воздушного кодекса в 1997 году не утверждено около 20 процентов соответствующих нормативных актов. Несмотря на то что нормы лётной годности и авиационные правила проектируемых и создаваемых воздушных судов гармонизированы с европейскими и американскими требованиями, нормативно-правовые акты по эксплуатации малых воздушных судов недостаточно соответствуют международным стандартам.

В 2006 году были внесены изменения в Воздушный кодекс, которые заложили основы функ­ционирования авиации общего назначения. Но соответствующие законы и подзаконные акты пока не приняты. То же самое с вступившими в силу в 2007 году изменениями в законодательство, которые позволили ввести для лёгкой и сверхлёгкой авиации общего назначения уведомительный порядок полётов. Авиационные правила по этому вопросу пока не готовы, и пилотам по-прежнему требуется получать разрешение на каждый полёт – обычно на это уходят сутки.

Заместитель руководителя Рос­аэронавигации Александр Ведерников отметил, что уже разработан проект федеральных правил использования воздушного пространства для авиации общего назначения. Правила, в частности, предусматривают уведомительный порядок полётов, устанавливают требования к полётам самолётов в соответствии с классом воздушного пространства. Но на вопрос, когда же будут приняты эти правила, точного ответа не последовало. «Я бы ввёл эти правила ещё вчера, но есть вопросы со стороны Министерства обороны и Министерства юстиции. Трудно сказать, насколько затянется согласование», – сказал Александр Ведерников.

По мнению председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Сергея Шишкарёва, подготовка федеральных авиационных правил слишком затянулась. «Хочу ещё раз обратить внимание Министерства транспорта на необходимость уточнения правового режима полётов лёгких и сверхлёгких судов, к которым относится не только деловая авиация, но и социальные службы: медицинская, пожарная, сельскохозяйственная авиация», – подчеркнул депутат.

В числе проблем малой авиации – сертификация воздушных судов, обеспечение современной техникой, аэродромное обслуживание, налоговое и таможенное регулирование. Начальник службы безопасности полётов авиации РОСТО (ДОСААФ) Андрей Лебедев рассказал, что налоги на землю зачастую составляют 70–80 процентов от бюджета авиационной организации, а около 60 процентов военных судов неисправны. Уходит персонал в связи с низкой мотивацией труда. Андрей Лебедев подчеркнул, что, заботясь о будущем малой авиации, нужно прививать молодёжи интерес к авиационному спорту.

А вот президент Федерации любителей авиации России Виктор Заболоцкий уверен, что интерес молодёжи к полётам растёт. Он также отметил, что малая авиация в нашей стране готова к развитию. Много частных компаний, которые производят малые воздушные суда, и им нужны не государственные средства, а условия для развития. Сейчас малую авиацию «обложили» такими процедурами, которые не под силу выполнить частному лицу. Нужно получить разрешение на эксплуатацию воздушного судна, разрешение на взлёт, доступ к аэродрому… «Россия – единственная страна, где воздушное пространство недоступно для гражданской авиа­ции, – сказал Виктор Заболоцкий. – Если небо закрыто, нет и малой авиации. И чиновников, которые за это отвечают, всё вполне устраивает». Между тем большинству стран малая авиация приносит неплохие деньги в бюджет, не требуя государственных средств на развитие. Разработка и производство воздушных судов – испытательный полигон для новых технологий. К тому же в случае необходимости малая авиация может стать боевым резервом.

Участники «круглого стола» подготовили рекомендации по совершенствованию законодательства. В частности, они считают необходимым разработать новую редакцию Воздушного кодекса РФ, которая бы стимулировала использование воздушного пространства и деятельность гражданской авиации в соответствии с международными нормами. Планируется также снизить транспортный налог для малой авиации и налог на использование земель под аэродромы, уточнить правила приватизации таких участков, отменить ввозные таможенные пошлины на воздушные суда, авиационные двигатели и комплектующие, не имеющие отечественных аналогов.

Источник: Парламентская газета