Оправдывает средства

Новое исследование, проведенное по заказу организаций, заинтересованных в развитии деловой авиации, выявило, что компании, пользующиеся корпоративными самолетами, показывают лучшие финансовые результаты, чем те, что отказались от данного вида транспорта

Новое исследование, проведенное по заказу организаций, заинтересованных в развитии деловой авиации, выявило, что компании, пользующиеся корпоративными самолетами, показывают лучшие финансовые результаты, чем те, что отказались от данного вида транспорта.

Вильям ГАРВИ, Вашингтон

По результатам исследования, проведенного консалтинговым агентством NEXA Advisors, составлен отчет «Бизнес-авиация в условиях меняющейся экономики: целесообразность для предприятий», который предоставлен в распоряжение Национальной ассоциации деловой авиации США (NBAA), Ассоциации производителей техники для авиации общего назначения (GAMA) и еще ряда организаций, в том числе и Aviation Week.

Восемь лет назад подобное исследование было выполнено консалтинговой фирмой Arthur Andersen, один из основателей которой, Майкл Даймент, ныне возглавляет NEXA. Что же касается настоящей работы, то она как нельзя более своевременна, поскольку деловой авиации приходится бороться за выживание в условиях глобальной экономической рецессии и непрекращающейся критики со стороны вашингтонских политиков и «экспертов» от СМИ, распространяющих свои представления о бизнес-джетах как о воплощении корпоративных излишеств и бездарного управления ресурсами. Следствие подобных заявлений — массовый отказ корпораций от содержания корпоративной авиатехники, в результате чего вторичный рынок оказался переполнен, а стоимость бывших в эксплуатации бизнес-джетов как производственных активов существенно снизилась. Многие компании также отказались от закупки ранее заказанных самолетов, что привело к массовым сокращениям на производстве.

Эксперты NEXA, поделившиеся с Aviation Week предварительными результатами своего исследования, пришли к выводу, что подобные шаги были неоправданны. В ходе исследования изучены финансовые показатели 500 компаний (ведущие фирмы по данным агентства Standard & Poor) с 2003 по 2007 г. и отдельно — данные за кризисный период 2008 г. По словам Даймента, производственные показатели за последний период оказались на удивление устойчивыми.

Полная версия отчета также содержит специальный раздел об использовании корпоративных вертолетов и, что особенно важно, об использовании пассажирских самолетов в VIP-версиях в интересах федеральных властей.

Исследование ограничено списком ведущих 500 компаний по версии S&P, однако фактически фокусная группа оказалась несколько уже вследствие процессов консолидации, имевших место за пятилетний период. В конечном списке фигурируют 423 компании. Из них 322, или три из четырех, так или иначе являются пользователями услуг деловой авиации, практикуя различные схемы — от полного или долевого владения или лизинга самолетов до регулярного заказа чартеров. Остальные компании из списка либо пользовались чартерами эпизодически, либо совсем отказались от данного вида передвижения.

Для предприятия самолет является активом. В отчете отмечается, что относительная эффективность основных фондов тех компаний из списка, которые владеют бизнес-джетами, на 20% выше, чем у остальных. Более того, почти по каждому значимому финансовому показателю, изученному экспертами NEXA, — в частности, прибыльности, доходу, динамике курсовой стоимости акций, рыночной капитализации, динамике дивидендов — исследование выявило более заметный рост у предприятий, пользующихся бизнес-авиацией, по сравнению с остальными (см. таблицу).

«Суть в том, что наиболее успешные компании активно пользуются услугами деловой авиации, — говорит Даймент, — рост их рыночной стоимости почти вдвое превышает этот показатель у тех компаний, которые избегают данного вида транспорта. Это значит, что биржа вознаграждает их за достижение высоких показателей».
Предвидя нападки со стороны тех, кто считает использование бизнес-джетов в корпоративных целях безответственностью в вопросах управления, эксперты NEXA обратились к источникам информации нефинансового характера — к так называемым спискам лучших. А именно: они проанализировали составленные изданием Business Week списки 50 самых новаторских компаний, 25 предприятий — лидеров в обслуживании заказчиков, 100 самых успешных брендов, а также 100 лучших работодателей и 50 наиболее уважаемых компаний по версии журнала Fortune. В результате оказалось, что и в этих списках число пользователей бизнес-авиации намного превосходит те компании, которые отказались от бизнес-джетов. Аналитики пришли к заключению, что предприятия, показывающие наилучшие финансовые результаты своей деятельности, а также являющиеся образцами в сфере обслуживания клиентов, социальной и экологической ответственности, прозрачности и качестве управления, своим успехом обязаны в том числе деловой авиации.

«Есть целый ряд ситуаций, в которых использование бизнес-джета определяющим образом сказывается на результате», — говорит Даймент. В отчете указаны некоторые из таких преимуществ: экономия времени, оперативная реакция на возникающие перспективные предложения, доставка критически важных ресурсов, оборудования и персонала, лучшая кооперация в рамках сложных проектов, решение стратегических и тактических задач управления, укрепление репутации в глазах клиентов и сотрудников и др. Все это способствует в конечном итоге росту капитализации.
«Бизнес-авиация способствует финансовому успеху компании, иногда неочевидными, нелинейными способами, — аргументирует Даймент, — но советы директоров стали упускать из виду, что бизнес-джет — это ценный инструмент ведения бизнеса. Допускать, чтобы летные отделы корпораций сокращались или устранялись, — просто бессмысленно, это все равно что разрушить часть реальной стоимости компании».

Сравнение операционной эффективности компаний из списка S&P 500, использующих и не использующих деловую авиацию (2003—2007 гг.)
 
322 компании, использующие ДА
101 компания, не использующая ДА
Рост доходов, %
10,40
9,80
Рост прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT), %
15,70
12,00
Рост доходов до отчислений на уплату процентов и налогов, а также на амортизацию (EBITDA), %
12,50
14,90
Рост валового дохода, %
3,50
1,80
Рост цены акции, %
3,10
1,60
Рост рыночной стоимости, %
8,40
4,30
Средняя оборачиваемость активов
0,92
0,77
Средняя доходность активов (ROA), %
6,80
6,30
Средняя чистая прибыль на уставный капитал (ROE), %
19,50
16,20

Источник: NEXA Advisors.

Источник: Aviation Week