«Удручил уровень подготовки экипажа»

Председатель профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук о причинах аварии польского борта номер один.

1 июня польские власти попытались остановить поток спекуляций вокруг гибели президента Качиньского, опубликовав записи черных ящиков с разбившегося Ту-154 (читать по-польски, где надпись: Przeczytaj zapis rozmów или по-русски, где надпись: Transkrypcja rozmów). Брат погибшего президента Польши Ярослав Качиньский объявил эти расшифровки «бесполезными» для установления истины.

При таких сигналах, которые получал экипаж разбившегося польского самолета, каждый здравомыслящий человек должен был брать штурвал на себя и на максимальной скорости уходить вверх. Если команды «Terrain Ahead» не прекращаются, то тем более самолет нужно переводить в горизонт. 

Бывают, конечно, случаи, когда система предупреждения сближения с землей срабатывает ложно. Но ориентироваться на это можно только в том случае, если имеется устойчивый визуальный контакт. Это записывается в схемах захода на посадку: сигнал сработал – перевод в горизонт.
 

На этом аэродроме, ко всему прочему, еще нет курсо-глиссадной системы, которая позволяет выполнять посадку в автоматическом режиме. Там так называемая неточная система, которая состоит из двух приводов. Поэтому минимумы, при которых можно совершить посадку, повышены. Для Ту-154, если мне память не изменяет, минимум составляет 120 (высота облачности) на 1800 метров (горизонтальная видимость). На некоторых самолетах, которые мы продавали за рубеж, этот минимум может быть ниже. Но в любом случае он не может быть меньше 100 на 1000 метров. Польский же самолет садился в условиях горизонтальной видимости в 200 метров.

Ко всему прочему, между дальним приводом и ближним на том аэродроме есть овраг глубиной 50 метров примерно. Например, радиовысотомер показывает высоту с оврагом – 200 метров, а параметрический высотомер показывает высоту без оврага – 150 метров. Правила полетов гласят: если самолет находится на высоте 60 метров и ниже, для определения точной высоты нужно использовать радиовысотомер, а если самолет находится на высоте 60 метров и выше – параметрический. Они почему-то пользовались радиовысотомером – что следует из стенограммы, что для меня странно. Когда они пытались уйти на второй круг, они, грубо говоря, были уже под землей – по уровню были ниже взлетно-посадочной полосы. КВС погибшего самолета летал в Смоленск вторым пилотом, и должен был помнить особенности этого аэродрома.  

Честно говоря, по результатам расшифровки радиообмена, меня удручил уровень подготовки польского экипажа. Можно сделать вывод, что он пошел на неоправданный риск. И еще раз, я не устаю повторять, авиация – это такая отрасль, которая не терпит других авторитетов, кроме законов и правил выполнения полетов. Независимо от того, кого мы везем.

Ирина Мокроусова

Источник: Slon