20 октября 1961 г. в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (International Federation of Air Traffic Controllers' Associations, IFATCA).
20 октября 1961 г. в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (International Federation of Air Traffic Controllers' Associations, IFATCA). Это событие явилось значимой вехой в истории развития воздушного транспорта и основанием для возникновения профессионального праздника, приуроченного к этой дате - Международного дня авиадиспетчера (International Day of the Air Traffic Controller).
Безопасность пассажиров в небе зависит не только от пилотов, надежности самолета, технического персонала авиакомпании, но и от авиадиспетчеров. На представителей этой сложной профессии возложена огромная ответственность. В истории авиации происходило немало авиакатастроф, виновниками которых были неправильные действия авиадиспетчеров. От этих людей требуется не только совершенное владение профессиональными навыками, но и особая психологическая подготовка.
Главной функцией авиадиспетчера является обеспечение безопасного, регулярного и упорядоченного движения самолетов, вертолетов и других воздушных судов. Для успешного выполнения этой задачи авиадиспетчер использует знания воздушной навигации, авиационной метеорологии, а также строго установленные правила и инструкции, регламентирующие детальным образом все аспекты его деятельности.
Контроль над движением самолета осуществляется от момента запуска двигателя, перед взлетом до заруливания на стоянку после посадки в аэропорту назначения.
Диспетчер осуществляет "проводку" самолета по заданному маршруту на территории аэропорта и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектор, а потом передает управление ими, словно эстафетную палочку, диспетчерам других зон.
Авиадиспетчеры аэропорта контролируют непосредственно взлет и посадку самолетов, а также движение самолетов по территории аэродрома. Кроме того, они контролируют движение специального наземного автотранспорта на летном поле. Причем, в крупных аэропортах функции, связанные с управлением взлетом, посадкой, маневрированием самолетов на земле разделены между разными диспетчерами.
Диспетчер обязан контролировать выдерживание экипажами самолетов маршрута полета и заданных высот и имеет право задавать пилотам высоту, скорость полета и направление движения.
Подготовка авиационных диспетчеров - сложный процесс. В России начальное обучение проходит на протяжении 3-4 лет в специализированных средних и высших учебных заведениях. Повышение квалификации происходит раз в 2 года, ее результатом является подтверждение действующего сертификата авиадиспетчера. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.
Авиадиспетчер регулярно проходит врачебно-летную экспертную комиссию по аналогии с пилотами гражданской авиации, по результатам которой выдается заключение о профессиональной пригодности, позволяющее ему продолжать работу на протяжении следующих 2 лет.
По психо-эмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями.
Источник: РИА Новости