Самолет как символ корпоративного управления в России
Кого удивишь виллами и яхтами, купленными на украденные деньги, другое дело – самолет: романтика! Никто ж не купит себе воздушное судно до того, как решит жилищно-курортный вопрос. В смысле, не одно-двухместное суденышко, а чтоб сразу бизнес-джет.
К этому надо как следует готовиться: пройти все ступени карьерной лестницы в компании. Или, если воруешь у партнеров и кредиторов, – долго изображать паиньку перед тем, как сделать Большой Хапок. Самолет для такого жулика – это символ победы над корпоративным рабством и занудством инвесторов. В общем, свобода.
Именно самолеты фигурируют в конце сюжета в двух наиболее громких историях с разоблачением последнего времени. В одном случае наемный менеджер крал за спиной у владельца. А в другом – сам у себя, то есть выводил активы и пускал пыль в глаза кредиторам и регулятору.
В начале этого года миллиардер Александр Лебедев рассказал, что топ-менеджмент «Национальной резервной компании» без его согласия купил самолет за $26 млн. Летали якобы на «совет директоров» с любовницами в Майями, на Мальдивские острова, Хайнань, в Канкун, Колумбию.
Еще об одном герое нашего времени в пятницу рассказал первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. Результаты вскрытия «Межпромбанка» показали, что из 32 млрд руб., выданных Банком России, 25 млрд руб. было выведено самым беспардонным образом. Большая часть отмыта через офшорный траст под видом инвестиционных кредитов. Оттуда деньги были направлены в компанию сына протектора траста, далее их следы теряются.
Часть была обналичена: выплачены дивиденды протектору, а на остатки куплен самолет производства Франции – членовоз для протектора. Протектор – это такое лицо, назначенное учредителем для контроля надо доверительными собственниками. Часто в этой роли выступает сам собственник траста.
До решения суда ЦБ вряд ли станет прямо указывать на Сергея Пугачева и его младшего сына Александра. Хотя, казалось бы, куда уж прямее-то. Протектором траста и был фактический собственник траста, сказал Меликьян. Еще он признал, что об отсутствии надлежащего капитала (как и писал об этом Slon.ru), регулятору было известно всегда, а окончательное прозрение наступило еще год назад после проведенной проверки.
У этих двух сюжетов есть еще кое-что общее, кроме самолетов, что делает эти истории похожими друг на друга. В обоих случаях контролирующие лица на какой-то период устранились от своих обязанностей. А вот дальше начинаются различия. Лебедев это сделал по уважительной причине: занимался общественной деятельностью и политикой. У ЦБ уважительной причины ни одной нет, зато есть масса спорных оправданий.
Например, Меликьян говорит, что решили выдать все-таки в кризис МПБ беззалогов на $1 млрд, потому что боялись спровоцировать панику среди кредиторов российских банков (вкладчиков, наверное, имел в виду). Интересно получается: когда в феврале позволили банку выпустить новые евробонды на $200 млн, за кредиторов, оставшихся, в итоге, без денег, уже не боялись?
В принципе, понять и принять бездействие регулятора можно. Но тогда придется понять и принять: корпоративное воровство менеджеров и стремление к выводу активов собственниками – часть национальной культуры. Желание жуликов летать собственными самолетами – это стремление к свободе. «Летайте самолетами Банка России» – это бонусная программа для владельцев банков. Открывайте трасты и копите баллы.