Минтранс приравнял иностранных пилотов к рабочим


Их зарплаты обложат повышенными налогами, что нивелирует идею допуска в Россию зарубежных летчиков

Иностранные пилоты, которых по просьбе авиакомпаний правительство собирается допустить на российский рынок, не будут признаны «высококвалифицированными» специалистами. Такая норма присутствует в проекте федерального закона, который вчера опубликовал Минтранс. Российские перевозчики настаивали на допуске иностранных пилотов, испытывая дефицит командиров воздушных судов. Ликвидация «кадрового голода», по мнению авиакомпаний, могла снизить их расходы и удешевить перевозки. Приглашение командиров воздушных судов (КВС) на «общих основаниях» с другими гастарбайтерами увеличит налоговые расходы авиакомпаний и усложнит процедуру трудоустройства иностранных летчиков. Это нивелирует саму идею допуска на российский рынок летчиков из-за рубежа, считают перевозчики.


 Законопроект предусматривает, что в состав летных экипажей гражданских самолетов иностранцы смогут входить только в качестве командиров экипажей. Все особенности трудоустройства командиров-иностранцев — в частности, продолжительность сроков их трудовых контрактов и количество КВС, которые могут ежегодно войти в экипажи российских авиакомпаний, будет определять постановление правительства. В пояснительной записке к документу указывается, что в ближайшие пять лет общую квоту на привлечение пилотов планируется установить на уровне 200 человек. 

Впрочем, одна особенность трудоустройства уже определена законом — КВС не будут считаться высококвалифицированной рабочей силой. «Иностранные граждане, входящие с состав экипажей... не могут привлекаться к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов», — говорится в законопроекте. 

Формально должность КВС, по действующему законодательству, легко попадает под критерии высококвалифицированной. В частности, по закону высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если за работу в России он будет получать зарплату не менее 2 млн рублей в год (для ученых и преподавателей — 1 млн, для иностранцев, участвующих в работе «Сколково», — без ограничений по размеру зарплаты). 

Как пояснила «Известиям» руководитель практики трудового права адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Анна Иванова, до того, как иностранный пилот станет налоговым резидентом (если за период 12 месяцев иностранец пробыл в РФ суммарно более 183 дней), подоходный налог, который платит за него работодатель, будет составлять 30%. В то же время доход высококвалифицированных специалистов (ВКС) облагается по ставке 13% с момента получения такого статуса. Стоит отметить, средняя зарплата командира Boeing 737 NG, например, в Европе составляет $7–8 тыс. в месяц. В России КВС получают примерно на 30% больше — $10–12 тыс. 

Кроме того, работодателю придется каждый год тратиться на переоформление документов командиров воздушных судов, в то время как ВКС получают разрешение на работу сразу на три года. На практике, пояснил юрист, оформление ВКС занимает 14 рабочих дней, в то время как обычного иностранного работника — 4–5 месяцев. 

Помимо этого на обычного мигранта компании необходимо получать специальное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, которое выдают миграционные органы. 

— Если должность работника входит в общую квоту на привлечение иностранной рабочей силы, то нанять иностранного специалиста можно только после того, как не найдет на должность местных претендентов — для высококвалифицированных работников это не требуется, — поясняет юрист. Также иностранному пилоту придется сдавать анализы на СПИД и инфекционные заболевания перед приездом в Россию, предъявлять справку, что он не наркоман, говорит Анна Иванова. 

Для авиакомпании включение в законопроект нового пункта усложнит найм пилотов. Как заявил «Известиям» источник в одной из крупных авиакомпаний, статья о запрете оформления КВС как высококвалифицированных специалистов фактически делает закон профанацией. 

— Такая статья свидетельствует о низком профессионализме составителей закона, — отмечает собеседник газеты. Он напомнил, что капитан воздушного судна готовится около 10 лет, не каждый второй пилот может стать командиром. 

— На рынке труда сложно найти более высококвалифицированную специальность, — возмущается собеседник «Известий». 

Как отмечает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, введение новой нормы в законопроект действительно не позволит компаниям существенно сэкономить на зарплатах пилотам. Но это и не было главной целью законопроекта о привлечении иностранных пилотов, полагает эксперт. 

— Важно другое — открыть рынок труда, чтобы снять дефицит квалифицированных КВС и отказаться от сотрудничества с теми, у кого есть проблемы с техникой пилотирования или трудовой дисциплиной. Сейчас повсеместна практика, когда пилотов могут изгнать из одной компании со скандалом, а в другой принять, даже на более высокую зарплату, — отмечает Олег Пантелеев.

Законопроект о возможности привлечения иностранных пилотов в качестве членов экипажей входит в пакет изменений нормативной базы, который в итоге должен привести к созданию в России низкотарифного перевозчика. Инициативу разрешить привлекать к полетам в России иностранных пилотов поддерживали крупные авиакомпании, в частности «Аэрофлот». Перевозчики заявляют о серьезной нехватке пилотов, особенно КВС. В результате сейчас они вынуждены «перекупать» КВС друг у друга высокими зарплатами, что в итоге повышает стоимость билетов для пассажиров.

Источник: Известия