В России изменились правила использования воздушного пространства


Основные изменения касаются системы организации воздушного движения, однако, отраслевые эксперты сомневаются, что они смогут повысить безопасность полетов

13 июля на официальном портале Правительства России было опубликовано сообщение, согласно которому вступили в силу изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства России (Постановление от 8 июля 2015 г. № 685). Основные изменения касаются системы организации воздушного движения, однако, отраслевые эксперты сомневаются, что они смогут повысить безопасность полетов.

В сообщении правительство отмечается, что новая редакция правил приводит их «в соответствие со стандартами и рекомендуемой практикой ICAO» и позволяет «расширить возможности использования воздушного пространства». Сравнение предыдущей и новой редакций правил показывает, что более половины изменений касаются формулировок и определений. Часть определений переформулированы, внесены уточнения. Так, в новой редакции вводится термин «горизонтального» эшелонирования, тогда как в предыдущей версии оно обозначалось как «боковое и продольное».

Наиболее существенным является уточнение, касающееся системы наблюдения ОВД. В согласии с документами ICAO, внесена поправка о том, что таковой считается любая система, обеспечивающая характеристики «не хуже обеспечиваемых моноимпульсным вторичным обзорным радиолокатором».

«Целесообразность некоторых изменений, мягко говоря, сомнительна», — резюмирует председатель Комитета по аэронавигационному обеспечению российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Леонид Щербаков, указывая и на откровенные ошибки. Так, в новых правилах вертикальное эшелонирование определяется как рассредоточение ВС по высоте на установленные интервалы, «выражаемые в величинах абсолютной (относительной) высоты». «Величины интервалов между двумя абсолютными или двумя относительными высотами измеряются либо в метрах, либо в футах, — комментирует Щербаков. Указание на абсолютную и относительную высоту в данном случае не добавляет ясности».

Он также отметил и более серьезное упущение. «В новых документах ICAO понятие RNP (Required Navigation Performance, требуемые навигационные характеристики. — Прим. ред.) исключается из использования в связи с принятием ICAO концепции PNB (Performance-Based Navigation, навигация на основе эксплуатационных характеристик. — Прим. ред.) и отказом от концепции RNP. В дальнейшем понятие RNP будет удалено из всех документов международной организации. Но в новую редакцию российских правил введено заведомо устаревшее понятие RNP», объяснил Щербаков.

Заметное упущение новой редакции правил, которое имеет непосредственное значение для пользователей воздушного пространства, допущено в описании норм эшелонирования. Здесь отсутствуют два существенных уточнения. «Из этого пункта нельзя было исключать бывшее в ранней редакции уточнение, что правила эшелонирования применяются при полетах воздушных судов по правилам полета по приборам. Иначе возникнет противоречие с правилом эшелонирования в воздушном пространстве класса С, где полеты по правилам визуальных полетов между собой не эшелонируются диспетчером ОВД, — уточняет Леонид Щербаков. — Второе упущение — это отсутствие ссылки на то, что указанные интервалы могут быть сокращены органом ОВД для воздушных судов, оборудованных средствами зональной навигации (RNAV), как предписывают документы ICAO. Таким образом, новые правила не допускают сокращения интервалов эшелонирования даже для таких зон воздушного пространства, куда допускаются только самолеты, оборудованные высокоточными системами зональной навигации».

«В целом задача актуального обновления правил практически не решена, говорить о каком-то видимом прогрессе не приходится, — считает председатель Комитета по АНО АЭВТ, — ничего принципиально не изменилось, влияние на безопасность полетов неочевидно».

Между тем, отмечает он, есть важные проблемы, которые следовало бы решить. Так, при переводе документов ICAO была допущена принципиальная неточность: понятие level переведено везде как «эшелон», тогда как в оригинальном тексте в зависимости от контекста (то есть в тех случаях, когда используется и абсолютные, и относительные высоты), оно означает «уровень». Поэтому таблица эшелонирования, приведенная в федеральных правилах и заимствованная из русскоязычного Приложения 11 ICAO, в российской практике на высотах ниже эшелона перехода неприменима. «Это влияет на безопасность полетов, и это необходимо исправлять», — подытожил Леонид Щербаков.

По его словам, АЭВТ неоднократно обращалась в Минтранс, предлагая свой анализ изменений, внесенных в Правила использования воздушного пространства. Замечания и предложения эксплуатантов не были приняты во внимание профильным министерством.

Источник: АТО.ru