Прерванный облет.

Губернатор Иркутской области Игорь Есиповский погиб в результате авиакатастрофы, происшедшей неподалеку от Байкала 10 мая.

Губернатор Иркутской области Игорь Есиповский погиб в результате авиакатастрофы, происшедшей неподалеку от Байкала 10 мая. По официальной версии, глава региона на вертолете совершал облет территории, где предполагается создать зону туристско-рекреационного типа. Пока наиболее вероятными причинами крушения считаются либо ошибка пилота вертолета, либо техническая неисправность машины. Исполняющим обязанности губернатора президент Дмитрий Медведев назначил первого заместителя главы региона Сергея Сокола.


Авиакатастрофа произошла в районе труднодоступного урочища Малышкино, расположенного в 18 км от ближайшего населенного пункта поселка Листвянка и примерно в шести десятках километров южнее Иркутска. По предварительным данным, Игорь Есиповский вылетел на вертолете Bell 407 из Иркутска 9 мая в 16.30, после того как завершились торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы. Вместе с ним в машине находились пилот Виктор Кунов, первый заместитель главы региона Михаил Штонда и сотрудник вневедомственной охраны Александр Шестак. Все они погибли.

Bell 407 — легкий многоцелевой вертолет, разработан американской фирмой Bell Helicopter Textron. Первый полет состоялся 29 июня 1995 года. Может перевозить до семи человек (включая пилота). Длина 10,57 м, высота 3,6 м, ширина фюзеляжа 2,29 м. Максимальная скорость 246 км/ч, дальность полета около 600 км. Максимальный взлетный вес 2722 кг, грузоподъемность до 1200 кг, высота полета до 6000 м. Длина 11,19 м, диаметр несущего винта 10,66 м. Оснащен газотурбинным двигателем Rolls-Royce Allison 250-C47B мощностью 813 л. с. Стоимость в базовой комплектации порядка $2,2 млн. До настоящего времени выпущено более 700 вертолетов этого типа.

Трагедия, как предполагается, произошла в ночь с 9 на 10 мая. Вертолет должен был вернуться из полета к часу дня по местному времени 10 мая, однако за несколько часов до этого связь с ним прервалась. В МЧС информация о случившемся поступила в 13.30, но на место происшествия оперативной бригаде спасателей удалось вылететь не сразу — не позволяли метеоусловия. Примерно в 2.50 по местному времени 11 мая спасатели установили место крушения вертолета и разбили лагерь в 400 м от него. Спасатели расчистили площадку для одновременной посадки двух вертолетов. В 9.15 из Иркутского аэропорта к месту происшествия вылетел вертолет МЧС РФ со следственно-оперативной группой на борту.

Несколько позже на месте авиакатастрофы побывала комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил руководитель технической службы Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Георгий Ячменев. Вернувшись с места ЧП, он заявил, что никаких официальных версий о причинах катастрофы пока озвучено не будет. Он отметил, что в комиссию вошли не только специалисты МАКа, но также представители Ространснадзора, Росаэронавигации, сертификационного центра, которые сертифицировали этот вертолет. Георгий Ячменев также отметил, что к расследованию будут привлекаться представители разработчика вертолета. Неофициально источники в силовых структурах области сообщили "Ъ", что пока в качестве основных рассматриваются версии технической неисправности вертолета и ошибки пилота, задевшего препятствие на слишком малой высоте. Господин Ячменев, в частности, опроверг информацию, озвученную в ряде источников, о том, что обломки вертолета якобы разлетелись в радиусе 500 м.

Тела погибших были доставлены в Иркутск 11 мая во второй половине дня, сейчас они находятся на исследовании судмедэкспертов. "Работа по выемке фрагментов вертолета уже идет. С места происшествия все фрагменты доставят сюда (в Иркутск.— "Ъ"). Будет выкладка элементов конструкции",— сказал Георгий Ячменев. Он добавил, что эта работа продлится примерно 15 дней, причем порядка 3 дней составят "полевые" работы. По предварительным данным, уже найдены так называемые черные ящики, вскоре комиссия приступит к их изучению.

Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразили соболезнования по поводу гибели Игоря Есиповского. 11 мая и. о. губернатора назначен Сергей Сокол, до этого работавший первым заместителем главы региона. Напомним, временно исполняющим обязанности главы Иркутской области Игорь Есиповский был назначен 16 апреля прошлого года после досрочной отставки губернатора Александра Тишанина. Однако в должность главы региона вступил только 13 декабря — причем уже объединенной Иркутской области, созданной 1 января этого года путем слияния с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В Иркутской области господин Есиповский считался креатурой главы госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова. С 1992 по 2000 год Игорь Есиповский был гендиректором общероссийского объединения "Российский авиафонд", президентом АО "Авиаинвест". В 2000-2005 годах — заместителем главы ФГУП "Рособоронэкспорт". С декабря 2005 года — гендиректором перешедшего под контроль "Рособоронэкспорта" АвтоВАЗа, председателем совместного предприятия GM—АвтоВАЗ. Одним из крупнейших проектов господина Есиповского является идея создания собственной региональной авиакомпании, которую он обнародовал в апреле во время визита в Иркутск министра транспорта Игоря Левитина. Предполагалось, что новая авиакомпания "Восточно-западные авиалинии" могла бы стать региональной базой для федерального перевозчика "Росавиа", которого создает госкорпорация "Ростехнологии".

Заместитель секретаря президиума генсовета "Единой России" Сергей Неверов заявил "Ъ": "У Игоря Есиповского было много планов по развитию области. Он был заряжен на то, чтобы все сделать хорошо и эффективно. И вообще он был всегда эффективным — и как губернатор, и как депутат. Для нас было важно, что он член партии и активно участвует в ее жизни".

Согласно официальной версии, господин Есиповский совершал на вертолете своего рода инспекционную поездку. Сначала Сергей Сокол заявил, что она "носила туристический характер": глава региона осматривал объекты и территорию, где предполагается создать особую экономическую зону туристско-рекреационного типа (ОЭЗ). Между тем в региональном управлении РосОЭЗ "Ъ" не подтвердили, что полет губернатора был связан с работой ОЭЗ. Как рассказал сотрудник ведомства, территория зоны расположена на равнине вблизи поселка Большое Голоустное, а место авиакатастрофы находится в урочище в стороне. Впрочем, сотрудник ведомства не исключил, что инспекция могла быть негласной, а над урочищем вертолет мог пролетать на обратном пути. Отметим, что ни в МЧС, ни во властных структурах вчера не смогли однозначно ответить, был ли зарегистрирован полет в соответствии с установленными нормами. Единственное, что сообщил Сергей Сокол: "Вертолет Bell — машина новая, технические характеристики нареканий не вызывали. Вертолет принадлежал частному лицу и использовался по договоренности". По некоторым данным, владелец вертолета зарегистрирован в Москве.

Между тем в регионе начали курсировать слухи, что полет губернатора мог быть связан с охотой. Во всяком случае руководитель организация "Байкальская экологическая волна" Марина Рихванова заявила "Ъ", что экологи в ближайшее время проверят версию об охоте.

Утром 11 мая на внеочередной сессии регионального парламента депутаты рассмотрели вопрос о досрочном прекращении полномочий губернатора Игоря Есиповского. Отметим, что источник в "Единой России" заявил "Ъ", что шансы занять пост губернатора у Сергея Сокола довольно высоки, и он давно находится в кадровом резерве сибирского полпредства. В то же время другой источник в партии отметил, что местные элиты относятся к господину Соколу настороженно.

12 мая объявлено днем траура в Иркутской области. По предварительной информации, хоронить Игоря Есиповского будут в Москве.

Николай Ъ-Тарасенко, Иркутск; Наталья Ъ-Городецкая
Источник: Коммерсантъ