Кабинет Министров Украины разработал Проект постановления "Об утверждении Государственной целевой программы безопасности полетов на период до 2015 года".
Кабинет Министров Украины разработал Проект постановления "Об утверждении Государственной целевой программы безопасности полетов на период до 2015 года".
Программа разработана в соответствии с требованиями стандартов и рекомендованной практики ІСАО относительно внедрения национальных программ безопасности полетов и приемлемых для государства систем управления безопасностью полетов субъектами авиационной деятельности в 2009 г.
Программа будет распространяться на все субъекты авиационной деятельности — эксплуатантов воздушных судов и аэродромов, организаторов технического обслуживания воздушных судов, провайдеров аэронавигационного обслуживания, авиационные учебные заведения, разработчиков и производителей авиационной техники.
Согласно стандартам и рекомендованной практике ІСАО и требованиям ЕС, Программа предусматривает создание органа независимого расследования авиационных событий и инцидентов, основная цель которого — обеспечить управление безопасностью полетов, а не устанавливать вину или ответственность.
Примечание. Реализация Программы позволит повысить уровень безопасности полетов на 50% за 7 лет, снизить количество погибших и травмированных пассажиров и членов экипажей в результате авиасобытий. Кроме того, возможно будет избежать и снизить материальные убытки за счет предупреждения авиационных событий, инцидентов, чрезвычайных событий и повреждений воздушных судов.
Для реализации мероприятий понадобится 84 млн грн. из госбюджета и специализированного фонда финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях.
Государственные расходы будут покрываться за счет увеличения поступлений в госбюджет путем увеличения налоговых сборов при повышении эффективности эксплуатации воздушного транспорта, увеличении количества полетов, выполняемых в воздушном пространстве Украины, и предупреждения авиасобытий.
Согласно разработанному проекту Программы, повышение уровня безопасности полетов достигается путем внедрения всеми субъектами авиационной деятельности системы управления безопасностью полетов и поэтапной модернизации инфраструктуры авиационной отрасли.
Для решения проблем с безопасностью полетов и реализации программы необходимо будет осуществить комплекс мероприятий. Среди обязательных — усовершенствование госполитики по вопросам обеспечения безопасности полетов, улучшение работы по расследованию авиасобытий и инцидентов путем образования Национальной комиссии по расследованию авиасобытий, повышение эффективности госуправления рисками для обеспечения безопасности полетов путем внедрения механизма контроля по определению субъектами авиационной деятельности эксплуатационных рисков и управления рисками.
Также для внедрения Программы нужно организовать информационное обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов, которая включает создание и формирование базы данных об авиационных событиях и инцидентах, в частности, причины их возникновения и факторы влияния, которые были установлены по результатам расследования, результаты анализа записей бортовых регистраторов и другой полетной информации, обязательные и добровольные сообщения авиационного персонала об авиационных событиях, инцидентах и рисках, замечаниях инспекторского состава Госавиаадминистрации и т.п.
Кроме того, Программа предусматривает усовершенствование порядка подготовки авиаперсонала и медицинского обеспечения с целью уменьшения рисков, связанных с состоянием здоровья членов экипажа, в частности, осуществление предполетного контроля, внедрение новых методов оценки функционального состояния здоровья, разработка оздоровительных реабилитационных мер по обеспечению трудоспособности и профессионального долголетия летного состава.
Создание научно-методического центра безопасности полетов, предусмотренное программой, позволит осуществлять научное сопровождение системы управления безопасностью полетов во время расследования авиационных событий и разработки рекомендаций относительно их предотвращения.
Выполнение Программы планируется в 2 этапа. На первом этапе создается и формируется нормативно-правовая база по вопросам системы управления безопасностью полетов для всех субъектов авиационной деятельности (2009—2010 гг.). На втором этапе — модернизация инфраструктуры отрасли гражданской авиации согласно требованиям относительно обеспечения безопасности полетов и внедрение системы управления безопасностью полетов (2011—2015 гг.).
Также Кабмин Украины внес на рассмотрение Парламента новую редакцию Воздушного кодекса, разработанную Минтранссвязи.
Принятие проекта Воздушного кодекса обусловлено решением Правления Объединенных Авиационных Властей Европы (JAA) о предоставлении Украине статуса страны-кандидата в члены JAA.
В частности, предлагается с 1.01.2010 г. ввести значительные штрафы за нарушения в отрасли гражданской авиации, размер которых варьируется в зависимости от того:
- осуществлено ли нарушение в первый раз;
- имело ли юрлицо нарушения в прошлом.
В зависимости от тяжести возможных последствий нарушения, размер штрафов составит 500—8000 нм (8,5—136 тыс. грн.).
В т.ч. предлагается ввести лицензирование авиационных работ (полеты воздушных судов, во время которых они используются для спецобслуживания в сфере сельского хозяйства, строительства, топографической съемки, наблюдения и патрулирования, поиска и спасения, воздушной рекламы и т.п.) и деятельности по перевозке пассажиров, багажа и грузов авиатранспортом.
Также предлагается установить ставки земельного налога для аэродромов в размере 25% от установленных законодательством для пр. налогоплательщиков.
По материалам ИА "Транспорт"