«На борту самолета главнее командира корабля только бог»

Президент профсоюза летного состава России Ярослав Бойчук о взаимоотношениях высокопоставленных пассажиров и экипажа на борту самолета.

Руководство по производству полетов, требования по минимумам посадки одинаковы для перевозки первых лиц государств и обычных людей, полеты ничем не отличаются. Эти требования должны выполняться всегда. На борту самолета первое и главное лицо – командир корабля, и никто не должен давать ему какие-то указания. Я даже так скажу: на борту главнее командира корабля только бог. 

Кстати, если инструктор при обучении пилотов чувствует, что пилот может дать слабину, «продавиться» под чьим-либо влиянием, то такому человеку просто-напросто не дадут стать командиром воздушного судна. 

Первых лиц российского государства перевозят гражданские летчики. А самолет президента Качиньского вели военные летчики. Неизвестно, что именно произошло сегодня на борту, я не берусь ничего утверждать. Но случаи, когда влиятельные люди оказывали давление на решения экипажа, известны. Например, Владимир Потемкин, шеф-пилот [первого президента России Бориса] Ельцина, в своей книге рассказывал, что однажды ему пришлось совершить посадку в аэропорту, который был закрыт по метеоусловиям. Тогда Потемкин пустил первым на посадку резервный самолет, который сопровождал борт №1, а потом благополучно сел сам (по всей вероятности, речь идет о полете в Америку, когда необходимо было совершить промежуточную посадку в Лондоне, но аэропорт был закрыт, следовало уходить на запасной аэродром в Шенноне, а Ельцин, как написано в книге, сказал командиру: «Я 30 лет летаю и ни разу не садился на запасном аэродроме... Делай что хочешь, но садись в Хитроу!» – Slon.ru). 

В той истории все закончилось хорошо. Но мы все помним аварии воздушных судов, произошедшие из-за того, что летчики пошли на поводу у пассажиров. В катастрофах вертолетов погибли губернатор Красноярского края Александр Лебедь, глава Сахалинской области Игорь Фархутдинов. Летчики несут уголовную ответственность за то, что происходит с воздушным судном и пассажирами. Выживший пилот губернатора Лебедя был осужден. 

Понимаете, руководство по производству полетов, требования по минимумам наши деды и отцы писали кровью, жизнями людей. Поэтому их просто нужно во что бы то ни стало выполнять. Любой летчик их должен выполнять, хоть военный, хоть гражданский.

Источник: Slon.ru