Чиновники угрожают перевозчикам штрафами и конфискацией транспортных средств

Транспортные катастрофы последнего времени вынудили чиновников заняться вопросами безопасности. Требования к перевозчикам всех видов транспорта будут серьезно ужесточены, в десятки раз будут увеличены штрафы и серьезно расширены полномочия инспекторов Ространснадзора.

 

Транспортные катастрофы последнего времени вынудили чиновников заняться вопросами безопасности. Как стало известно РБК daily, требования к перевозчикам всех видов транспорта будут серьезно ужесточены, в десятки раз будут увеличены штрафы и серьезно расширены полномочия инспекторов Ространснадзора. Они смогут не только штрафовать и запрещать эксплуатацию самолетов, теплоходов и автобусов, но и изымать подозрительные транспортные средства.

РБК daily удалось ознакомиться с протоколом заседания правительственной комиссии по транспорту под председательством вице-премьера Сергея Иванова от 23 августа. На нем гнев обрушился на владельцев транспортных предприятий. В первую очередь было решено усилить для них штрафные санкции.

К примеру, за оказание услуг по перевозкам без лицензии или с нарушением лицензионных требований (за исключением такси) предложено установить штраф для физиче­ских лиц до 100 тыс. руб., для юридических — до 500 тыс. руб. Сегодня физлица за то же самое рискуют расстаться с 2—2,5 тыс. руб., а юрлица — с суммой до 50 тыс. руб.

«При разработке сумм штрафов мы отталкивались от средней зарплаты капитана, а по юрлицам — от доходности бизнеса, — рассказал РБК daily представитель Ространснадзора Сергей Романчев. — По той же «Булгарии» штраф за отсутствие лицензии сейчас составляет до 50 тыс. руб., а за один рейс они получали 400 тыс.».

«Предусмотренные меры жесткие и даже революционные, — считает адвокат юркомпании «Налоговик» Антон Соничев. — Штрафы в 500 тыс. руб. в рамках административного судопроизводства — большая редкость, они существуют в единичных составах, например в нарушении порядка допуска иностранных граждан к труду. В административных делах штрафы вообще редко назначаются более 50 тыс. руб., и намерение властей наказывать перевозчиков-нарушителей на полмиллиона выглядит серьезным».

Кроме штрафов нарушителей решено карать конфискацией. Минтрансу, МВД, Минэкономразвития и Минфину до 1 ноября нужно разработать поправки в КоАП, предоставляющие должностным лицам Ространснадзора право запрета эксплуатации транспортных средств с их последующим задержанием.

Сам перечень нарушений, за которые чиновникам разрешат изымать катера, само­леты и маршрутки, еще только предстоит прописать. В МВД сообщили РБК daily, что соответствующая работа уже начата. «В первую очередь предполагается наказывать руководителей, выводящих на маршруты транспортные средства, находящиеся в технически непригодном состоянии», — уточнил источник РБК daily в министерстве.

«Изымать транспортные средства — это хорошо, потому что запрет на эксплуатацию у нас мало кого останавливает, — говорит представитель МВД. — Однако не ясно, где будут храниться изъятые самолеты и катера. У нас оперативники не могут игровые автоматы забрать у владельцев подпольных игорных заведений, приходится им же оставлять их на ответственное хранение, и все потому, что не предусмотрено никаких помещений для этих целей. С размещением временно конфискованного транспорта будет еще сложнее».

Подключив ФАС, министерствам поручено также «проработать вопрос целесообразности определения минимального количе­ства транспортных средств, необходимых для осуществления перевозочной деятельности». Согласно документу участники рынка, владеющие малым количеством транспортных средств, порождают значительные риски. «Здесь идет речь и о малых авиакомпаниях, и о судоходных, и автотранспортных, предоставляющих услуги по маршрутным перевозкам, — по каждому виду транспорта будут разработаны отдельные лимиты», — пояснил РБК daily источник в Минтрансе.

Кроме того, предписано установить возможность фиксации правонарушений на транспорте средствами фото- и киносъемки. Сегодня с помощью техсредств можно штрафовать только автоводителей за нарушения Правил дорожного движения. Подразумевается же и наказание, допустим, владельца или капитана судна за перегруз, если видеокамера в порту зафиксирует посадку большего количества пассажиров на борт, нежели предусмотрено.

Плюс предусмотрено увеличить срок исковой давности за совершение админист­ративных правонарушений на транспорте до одного года, а государственных транспортных инспекторов наделить правом проведения проверок не только юрлиц, но и транспортных средств. «Сегодня в соответ­ствии с законом 294-ФЗ мы можем проводить плановые проверки юрлиц не чаще одного раза в три года, внеплановые проверки могут проводиться только после какого-то происшествия, то есть уже по факту, причем все эти действия должны быть заранее согласованы с прокуратурой», — пояснил РБК daily Сергей Романчев.

Вместе с расширением полномочий инспекторов Ространснадзора планируется и «оптимизация» требований к ним. Предписано также сохранить штатную численность ведомства. «С 1991 года, когда еще была российская транспортная инспекция, штатная численность с 12 тыс. человек снизилась до 6 тыс., и это штат всего ведомства, количество инспекторов гораздо меньше. Получается, что не хватает людей, чтобы обеспечить тотальный контроль в текущей деятельности. Штат бы, конечно, нужно увеличить», — сетует представитель Рос­транснадзора.

«Наиболее важно то, что штрафы будут выше, а сроки давности — больше, — считает г-н Соничев. — Но еще важнее — неотвратимость наказания, а она по-прежнему остается вне поля зрения властей».

Источник: РБК daily