Пристегнем ремни?

Как показывает опыт аварий и катастроф вертолетов именно ремень (система привязных ремней) становится спасительной ниточкой между жизнью и смертью.

 

Можно до хрипоты спорить об эффективности пристегивания: спасет ли ремень безопасности во время падения вертолета или не спасает. Но еще несколько лет назад подавляющая часть наших автолюбителей, и водителей, и пассажиров не пристегивалась. Более того, застегнутый ремень у отдельных представителей автомобильного сообщества считался признаком дурного тона. И, тем не менее, постепенно мы стали пристегиваться в автомобилях и самолетах, но почему-то не в вертолетах. Почему в вертолетах никто не пристегивается?

Как показывает опыт аварий и катастроф вертолетов именно ремень (система привязных ремней) становится спасительной ниточкой между жизнью и смертью. Часто в ходе репортажей с места очередного происшествия можно услышать: экипаж жив (пристегнулся!), а пассажир или пассажиры погибли (не пристегнулись?). У нас более половины всех авиационных происшествий вертолетов заканчиваются катастрофой. И это воздушные судна, которые способны производить посадку вертикально, без пробега при неработающих двигателях (на авторотации). Посмотрите статистику, россияне погибают в вертолетах вдвое-втрое чаще, чем на западе. Даже в «забытой богом» Африке во время полетов на наших «восьмерках» стюарды обращают внимание, чтобы местные «аборигены» были пристегнуты. А мы сами? Ни за что! Даже в телевизионных картинках с борта VIP вертолетов руководство страны подает пример, не пристегивается.

Должен признаться, что «пристегивание» ко мне самому пришло не так давно. Впервые «не пристегнулся» больно резануло слух в 1996 году после катастрофы вертолета ВО105 МЧС РФ на горе Фишт Краснодарского края. Тогда погиб один из тех, кто находился на борту (не был пристегнут). И вот спустя 15 лет — ничего не изменилось. По результатам завершившегося расследования катастрофы AS355 (20 января 2011 г. упал в Ленинградской области, из 6 человек, находившихся на борту, один погиб и пятеро получили ранения), установлено, пассажиры не были пристегнуты.

Зачем пристегиваться? Как правило, во время падения вертолета, неоднократных столкновений с землей (или водой), вплоть до кувырканья и переворачивая гибель человека наступает от ударов не зафиксированного тела и головы о «внутренности» вертолета (порой даже смотреть невозможно насколько все изуродовано). Система ремней безопасности сохраняет человека в рамках жизненного пространства без соударений с элементами деформируемой конструкции. Современные привязные системы надежно фиксируют тело человека при ударах с большими ускорениями в любом направлении. Если ремень защищает саму жизнь, значит обладает высшим моральным приоритетом. В обществе необходимо формировать мнение, что не пристегивание во время полета на вертолете — аморально. Бороться с аварийностью нужно начинать с себя. Пристегнем ремни!

Небольшое замечание, если основная часть аварий и катастроф самолетов происходит при заходе на посадку или в процессе посадки, то на вертолетах, напротив, по данным EASA, подавляющее число катастроф (68%) произошло «при полете по маршруту».

Евгений Матвеев

Источник: Вертолетные заметки