Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в февраля 2012 год
Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в феврале 2012 года. Относительное количество выставленных на продажу воздушных судов в феврале 2012 года снизилось во всех сегментах по отношению к февралю прошлого года. Причем количество турбовинтовых самолетов на вторичном рынке уже существенно ниже уровня в 10%, что четко позиционирует его как «рынок продавца». Количество сделок купли-продажи в сегменте бизнес-джетов увеличилось на 7,7% за два первых месяца 2012 года, по сравнению с тем же периодом 2011 года. В то же время этот же показатель в сегменте турбовинтовых самолетов уменьшился на 8,7%. В вертолетном сегменте также произошло снижение активности покупателей – газотурбинные вертолеты покупали на 15,5% меньше, а поршневые - на 18,6%, чем годом ранее. Вторичный рынок бизнес-джетов стал единственным, который показал снижение времени экспозиции с начала года по февраль 2012 (на 82 дня), по сравнению с 2011 годом. В остальных сегментах рынка произошло увеличение времени продажи воздушных судов.
Одним из главных признаков восстановления вторичного рынка стал рост средней запрашиваемой цены во всех сегментах за период с начала года по февраль, по сравнению с 2011 годом. И если бизнес-джеты и поршневые вертолеты дорожают пока не очень сильно, то турбопропы и газотурбинные вертолеты показывают двузначные числа роста цены.
Тем не менее, как и в предыдущем, январском отчете, JetNet выделяет сегмент бизнес-джетов как наиболее сбалансированый по всем показателям. Здесь 7,7%-ное увеличение сделок купли-продажи, уменьшение времени экспозиции и увеличение стоимости, наряду со снижением относительного количества выставленных на продажу самолетов. Другие же сегменты рынка пока не показывают таких результатов. Подержанные турбовинтовые самолеты и оба сегмента вертолетов вошли в новый год с выраженным снижением продаж при увеличении времени экспозиции. И все это на фоне резкого роста средней запрашиваемой цены.
Вторая половина 2011 года была отмечена ясными, хотя и кратковременными, всплесками активности (цены снизились, а продажи выросли), однако в первом квартале 2012 года рыночные показатели имели «плоский» характер.
Подобную модель поведения показывает рынок турбовинтовых самолетов. В последние несколько месяцев 2011 года он показывал устойчивый рост сделок купли-продажи и стабильную среднюю запрашиваемую цену. И совсем иная картина наблюдается в январе и феврале 2012 года, когда количество операций купли-продажи снижалось, в то время как средняя цена предложения росла двузначными темпами.
В целом, рост цен является хорошей новостью для производителей, некоторые из которых были вынуждены распродавать «отказные» самолеты с большими скидками. Однако это не первое повышение цен после начала кризиса. Был временный рост в начале прошлого года. Исходя из этого JETNET предупреждает, что показатели одного-двух месяцев не являются однозначной тенденцией. На повышение цен может оказать влияние ряд факторов, в том числе сочетание продаваемых моделей. Тем не менее, это индикатор того, что восстановление продолжается, и в 2012 году этот тренд продолжится.