США и Европа закупают бизнес-джеты

По сравнению с прошлым годом рост поставок новых бизнес-джетов в США составил 20%, а в Западную Европу - 34%

Взгляды на перспективы развития тех или иных региональных рынков в различных сегментах бизнес-авиации начинают расходиться. В то время как операторы и брокеры продолжают рассматривать развивающиеся рынки как перспективные, производители это увлечение уже прошли и начинают обращать внимание на свои традиционные рынки - Северную Америку и Европу.

По словам американского авиационного аналитика Брайана Фоли, если во время кризисных лет не было бы «денежных мешков» в некоторых развивающихся странах, ситуация в отрасли могла бы быть намного хуже. «Однако, теперь эти «удачные продажи» в значительной степени исчерпали себя, и поэтому отрасль должна вновь полагаться на свои традиционные рынки, и в первую очередь на США, как оплот своего роста. К счастью для некоторых производителей бизнес-джетов с учетом традиции их поставок, эта ситуация только на руку», продолжает Фоли.

Отраслевые наблюдатели помнят, что большая часть начального спада поставок бизнес-джетов была заложена в резком, и почти до полного прекращения продаж, экономическом падении Северной Америки (которая тогда аккумулировала примерно 50% мировых продаж) и Европы (25%). «Таким образом, два крупнейших рынка стали партнерами по «несчастью», и были в течение почти четырех лет бледным подобием себя в прошлом, так как потенциальные покупатели отложили покупки на фоне экономической неопределенности».

Брайан Фоли отмечает, что другие рынки, прежде всего Китай, дали некоторое облегчение производителям в этот трудный период. Тем не менее, выступив в роли спасителей и «собирая» самые дорогие предложения, китайские заказчики постепенно сходят с арены. Рост китайского ВВП почти вдвое снизился по сравнению с 2010 годом, а его фондовый рынок находится на самом низком уровне за последние три с половиной года. Производители бизнес-джетов в этом регионе уже перешли от режима продаж к сохранению портфеля заказов. Латинская Америка и Ближний Восток также помогли компенсировать слабость в Северной Америке и Европе, но их помощь была не достаточна, и некоторые производители были вынуждены сократить свою рабочую силу.

И, по мнению Фоли, именно в этот драматичный момент большой североамериканский рынок возвращается на «белом коне», чтобы спасти отрасль. В качестве доказательства данного тезиса приводятся данные AMSTAT, которые показывают в первом полугодии 2012 года рост поставок новых бизнес-джетов на североамериканский рынок на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Еще большее удивление аналитика вызывает всплеск продаж в экономически нестабильной Западной Европе, которые выросли на 34% (хотя в этом случае надо принимать во внимание низкую базу прошлого года). Часть этого роста, по словам Фоли, базируется на отложенном спросе, который «накапливался» с 2008 года. «Это, наконец, начинают проявлять себя реальные покупатели, которые действуют на фоне укрепления доверия, что происходит в самое нужное время и укрепляет восстановление отрасли».