На «экваторе» не жарко


В середине 2013 года европейская бизнес-авиация показывает снижение активности по сравнению с прошлым годом, но виноват в этом Чемпионат Европы 2012
Немецкая консалтинговая компания WINGX Advan-ce GmbH опубликовала отчет об активности европейской бизнес-авиации в июне 2013 года. Согласно данным компании, в прошлом месяце был зафиксирован рост активности деловой авиации, по сравнению с маем 2013 года, однако с уровнем трафика прошлого года наблюдалось падение на 4%. При этом, в большинстве стран, даже в прежних фаворитах, зафиксировано снижение активности.

Несмотря на спад трафика бизнес-авиации в июне 2013, по сравнению с прошлым годом, характер активности на европейском рынке остается в тренде последних лет, то есть наблюдается рост относительно предыдущего месяца. Однако, если в июне 2013 года «гранды» европейского рынка демонстрировали ожидающиеся результаты, а именно небольшой общий спад (при этом в Германии наблюдался рост внутреннего трафика), то перспективные рынки России, Украины и Турции разочаровали экспертов. Причем для Украины и, особенно, для Польши в падении ничего удивительного нет, так как именно в это время в 2012 году проходил Чемпионат Европы по футболу. А вот от России и Турции ожидался, хоть и небольшой, но рост. Тем временем, «зелеными» пятнами на европейской карте отметились страны Балтии, Португалия, Нидерланды Греция и Бенилюкс, однако это не смогло переломить общеевропейский спад. В итоге, трафик бизнес-авиации в Европе потерял в июне 2013 года по сравнению с тем же месяцем прошлого года 4%. Всего же в июне было выполнено 35520 коммерческих рейсов бизнес-авиации и 33615 частных. Причем, по сравнению с прошлым годом чартерный трафик потерял 5,3%, а частный – 2,4%.  
 

увеличить

Среди воздушных судов, наибольшей популярностью в европейской бизнес-авиации, с большим отрывом от остальных  производителей, пользуются самолеты Cessna. Однако динамика активности, как с начала года, так и год к году, выводит вперед Bombardier, Gulfstream и Eclipse (правда по количеству полетов эти VLJ на последнем месте). В то же время, предпочтения среди коммерческих заказчиков и частных владельцев по каждой отдельно взятой марке самолета сильно разнятся. Так, легкие турбовинтовые самолеты и VLJ предпочитают частные владельцы (Piper, Pilatus, Socata и Eclipse), а для коммерческих чартеров более удобными европейцы считают легкие и средние джеты (Cessna, Hawker и Learjet). Более крупные бизнес-джеты и тупбопропы делят примерно поровну рейсы в интересах коммерческих заказчиков и частных владельцев. Но есть один интересный момент: на самолетах Gulfstream выполняется больше частных полетов, чем коммерческих, а на «одноклассниках» Bombardier и Dassault – наоборот.   

увеличить

Из крупнейших европейских бизнес-аэропортов, по сравнению с прошлым месяцем, показали рост Лутон и Ницца. В то же время, крупнейший европейский аэропорт бизнес-авиации, Ле Бурже, продолжает терять по 100 рейсов ежемесячно (в мае 2013 года ситуация была аналогичная). Московский Внуково-3 в июне 2013 потерял совсем немного (5 рейсов) по сравнению с маем. Если посмотреть на цифры с начала 2013 года и по сравнению с прошлым годом, то положительную динамику показывают те же Лутон и Ницца, а сбавляют обороты Ле Бурже, Женева и Внуково-3. Ну и как обычно, Жуляны показывают впечатляющий рост по сравнению с прошлыми периодами.

Кристоф Колер, управляющий директор Advance WINGX, так комментирует результаты июня 2013 года: «В июньском отчете мы наблюдаем большой спад активности от года к году, и отчасти это связано с годовщиной Чемпионата Европы по футболу в Украине и Польше. Активность в Германии несколько восстановилась, но пока продолжается застой на других ведущих рынках. На этом фоне устойчивый двузначный рост трафика сверхдальних бизнес-джетов выглядит замечательным. Кроме того, интересно наблюдать как сегмент VLJ, в частности Citation Mustang, отбирает долю рынка в частных и чартерных полетах у других легких самолетов».

Полный отчет