BizavWeek удалось пообщаться с Куртом Робинсоном, узнать его впечатления о нашей стране, а также задать ему вопросы, на которые он вряд ли ответил в формате пресс-конференции
В преддверии ежегодных вертолетных смотрин HeliRussia-2014, в Москву впервые прилетел президент Robinson Helicopter, сын знаменитого основателя компании – Курт Робинсон. BizavWeek удалось пообщаться с Робинсоном-младшим в непринужденной обстановке и в привычной для всех вертолетов Robinson стихии, а именно в воздухе, и узнать его впечатления о нашей стране, а также задать ему несколько вопросов, на которые он вряд ли ответил бы в формате классической пресс-конференции.
За несколько дней, проведенных в России, глава Robinson Helicopter посетил множество вертолетных центров, пообщался как с рядовыми эксплуатантами, так и с топ-менеджерами крупных вертолетных компаний. Мы же «выловили» г-на Робинсона по пути из подмосковного Буньково в вертолетный центр «Волен» компании «Аэросоюз», далее наш маршрут лежал в современный вертолетный центр «Аэросоюз Гринвуд».
Так как Робинсон сам пилотирует «собственные» вертолеты, он не отказал в удовольствии, пусть даже на весьма непродолжительное время, немного полетать в российском небе. Сразу отметим, что г-н Робинсон немногословен, но увиденное им явно превзошло все его ожидания, и скрыть это было достаточно сложно. «Я, прежде всего, бизнесмен, и те данные по продажам, которые предоставляют мне коллеги, однозначно радуют нашу команду. Я много раз собирался в Россию, но по тем или иным причинам поездка откладывалась. В этом году совпали многие обстоятельства – отличные продажи в России и поставка юбилейного 500-го R66 в буквальном смысле заставили меня скорректировать свой насыщенный график, и вот я здесь, в России. Сразу скажу, я действительно сильно, и главное, приятно удивлен тем, что увидел. В вашей стране люди очень активно используют вертолеты, и как я заметил, в совершенно различных целях. Вертолетной инфраструктуре, которую мне показали, может позавидовать любая страна. Все современно и функционально, персонал технически очень подкован, воздушные суда эксплуатируются и хранятся в прекрасных условиях. Да и вообще, русские люди очень добродушны и гостеприимны», - начинает свой рассказ г-н Робинсон после взлета из одного подмосковного вертолетного центра.
Погода за бортом отличная, солнечно, видимость миллион на миллион, настроение прекрасное. Но наша работа заключается в несколько ином, и без «тяжелых» тем обойтись достаточно сложно. Поэтому со следующим вопросом мы обратились с некоторой тревогой, но г-н Робинсон нас немного успокоил. Возможные санкции и их последствия несколько испортили настроение, но, как нам показалось, ненадолго. Г-н Робинсон надеется, что те санкции, которые ввели США и Европа и, возможно, введут в будущем, не отразятся на бизнесе его компании. «Мы занимаемся производством исключительно гражданской техники, где-то даже персональной, и наши взаимоотношения с военными ведомствами и другими «серьезными» органами сводятся к нулю. Поэтому я все же надеюсь, что наш бизнес с российскими заказчиками ни в коей мере не пострадает, и нам не нужно будет в будущем искать новые рынки, вспоминая хорошие времена работы с Россией. Хотя не скрою, царящая в воздухе атмосфера напрягает и заставляет время от времени фокусироваться не на бизнесе, а на политике», - размышляет Робинсон.
С облегчением выдохнув, мы решили, что довольно о политике, есть много других интересных тем, и плавно переключились на производственные показатели, будущие проекты и перспективные рынки. Начали с появления конкурента в лице Bell-505. Г-н Робинсон, немного подумав, весьма эмоционально сказал: «Я помню то время, когда стремление обогнать Bell было для нас мечтой. Прошли времена, и прошедшая HeliExpo показала, что уже Bell сейчас хочет догнать нас. Я не могу вам даже передать, насколько счастливы инженеры нашей компании. Но, возвращаясь к Bell-505, я должен сказать, что это очень важная часть рынка. Для Вас, как будущих покупателей и операторов этого вертолета, это действительно хорошая новость. И главное - Вы хотите, чтобы мы соревновались. Но чтобы высказать свое мнение о новой машине, я должен его увидеть и узнать, как справились инженеры с поставленными задачами. И в настоящее время мы предпочитаем держать свой рот на замке, дожидаясь летных экземпляров. Посмотрим».
Спросили мы у г-на Робинсона и о возможности в будущем производства вертолетов в России. «Подобные вопросы нам задают во многих странах, последний был адресован из Китая. Но мы видим основную проблему в сохранении контроля качества сборки вертолетов. Поэтому стараемся сохранить производственный процесс в одном месте, а именно на нашем заводе, таким образом сведя все риски к нулю. Как только вы отправляете часть сборки в другое место – готовьтесь к браку. В 90-х годах прошлого века многие производства передавались в другие страны, но мы отказались это делать и сохранили производство в США. И как видим, сейчас пошел обратный процесс, и та же компания Boeing пытается вернуть производство в США. И опять же – это напрямую связано с качеством продукции. То есть сейчас я не вижу смысла переводить производство, даже в страны с сильными для Robinson рынками».
Мы бы не простили себе, если бы не воспользовались возможностью и не поинтересовались у г-на Робинсона будущими проектами. К тому же, о Robinson R88 уже поползли слухи. «Мы всегда оцениваем те сегменты рынка, в которых не присутствуем. Но готов вас немного огорчить. Сейчас мы полностью сфокусируемся на модернизированных версиях нашего R66 – еще есть много идей, которые нужно внедрить на наш бестселлер. В ближайшие два года мы вряд ли анонсируем наш будущий проект, хотя не скрою – он есть. Хочу сказать, что в отношении вертолетов более тяжелого класса вопрос только в двигателях, и мы сейчас очень тесно работаем с производителями вертолетных двигателей по этой теме. Могу сказать одно, будущий «проект R88», в принципе я и сам не знаю, как он будет называться, – это вертолет с большей кабиной, тяговооруженностью и принципиально иными летно-техническими характеристиками. Но об этом все же немного позже. Кстати, общаясь с производителями двигателей именно на эту тему, мы неожиданно пришли к идее установки дизельного двигателя на R66. И скоро анонсируем этот проект».
Очень приятно было наблюдать за тем, как г-н Робинсон общается с владельцами вертолетов и техническим персоналом. Понятно, что его приезд вызвал ажиотаж, и количество вопросов было действительно большим. Но он нашел время для всех, подробно рассказывая о будущих опциях на Robinson, где-то даже советуя, что хорошо и что не очень.
Зная, что полет в «Аэросоюз Гринвуд» будет очень «насыщенным», ведь виды Подмосковья в этом районе особенно живописны, мы решили часть вопросов задать перед вылетом, дав возможность г-ну Робинсону насладиться прекрасными пейзажами. Одним из последних вопросов стал прогноз для оте-чественного вертолетного рынка. «Приехав сюда, у меня даже несколько изменилось стереотипное видение России. Здесь я вижу огромный потенциал для нашей компании. Не только поставки, но и развитие вертолетной инфраструктуры в целом, да и сам процесс либерализации воздушного пространства в вашей стране, говорят о многом. Потенциал России очень большой, и все эти факты располагают к более тесному партнерству. В прошлом году мы поставили российским клиентам 86 вертолетов, что сделало вашу страну второй по количеству поставленных машин. Я считаю, что такая тенденция сохранится и в ближайшие годы. Да и вообще, за последние несколько лет наш бизнес процветает. Поставки растут, только за прошлый год заказчикам было передано 523 вертолета, портфель заказов остается стабильным, и нет никаких оснований прогнозировать спад производства в текущем году. К тому же, после сертификации EASA R66 мы планируем увеличить темпы производства R66 на 30-50%, что позволит потеснить на рынке популярный R44. Многие европейцы уже готовы пересесть на более мощный и современный R66. В конце я хотел бы сказать, что мне искренне жаль, что география моего посещения вашей страны свелась лишь к Москве и Санкт-Петербургу. Я очень хотел бы побывать и в других городах, но это я обязательно сделаю в свою следующую проездку».
Мы в свою очередь хотим поблагодарить за уделенное время не только Курта Робинсона, но и персонально Ирину Наумову и Сергея Хомякова, а также президента «Аэросоюза» Александра Климчука, за предоставленную возможность пообщаться тет-а-тет, вертолет и прекрасное настроение.
Дмитрий Петроченко
За несколько дней, проведенных в России, глава Robinson Helicopter посетил множество вертолетных центров, пообщался как с рядовыми эксплуатантами, так и с топ-менеджерами крупных вертолетных компаний. Мы же «выловили» г-на Робинсона по пути из подмосковного Буньково в вертолетный центр «Волен» компании «Аэросоюз», далее наш маршрут лежал в современный вертолетный центр «Аэросоюз Гринвуд».
Так как Робинсон сам пилотирует «собственные» вертолеты, он не отказал в удовольствии, пусть даже на весьма непродолжительное время, немного полетать в российском небе. Сразу отметим, что г-н Робинсон немногословен, но увиденное им явно превзошло все его ожидания, и скрыть это было достаточно сложно. «Я, прежде всего, бизнесмен, и те данные по продажам, которые предоставляют мне коллеги, однозначно радуют нашу команду. Я много раз собирался в Россию, но по тем или иным причинам поездка откладывалась. В этом году совпали многие обстоятельства – отличные продажи в России и поставка юбилейного 500-го R66 в буквальном смысле заставили меня скорректировать свой насыщенный график, и вот я здесь, в России. Сразу скажу, я действительно сильно, и главное, приятно удивлен тем, что увидел. В вашей стране люди очень активно используют вертолеты, и как я заметил, в совершенно различных целях. Вертолетной инфраструктуре, которую мне показали, может позавидовать любая страна. Все современно и функционально, персонал технически очень подкован, воздушные суда эксплуатируются и хранятся в прекрасных условиях. Да и вообще, русские люди очень добродушны и гостеприимны», - начинает свой рассказ г-н Робинсон после взлета из одного подмосковного вертолетного центра.
Погода за бортом отличная, солнечно, видимость миллион на миллион, настроение прекрасное. Но наша работа заключается в несколько ином, и без «тяжелых» тем обойтись достаточно сложно. Поэтому со следующим вопросом мы обратились с некоторой тревогой, но г-н Робинсон нас немного успокоил. Возможные санкции и их последствия несколько испортили настроение, но, как нам показалось, ненадолго. Г-н Робинсон надеется, что те санкции, которые ввели США и Европа и, возможно, введут в будущем, не отразятся на бизнесе его компании. «Мы занимаемся производством исключительно гражданской техники, где-то даже персональной, и наши взаимоотношения с военными ведомствами и другими «серьезными» органами сводятся к нулю. Поэтому я все же надеюсь, что наш бизнес с российскими заказчиками ни в коей мере не пострадает, и нам не нужно будет в будущем искать новые рынки, вспоминая хорошие времена работы с Россией. Хотя не скрою, царящая в воздухе атмосфера напрягает и заставляет время от времени фокусироваться не на бизнесе, а на политике», - размышляет Робинсон.
С облегчением выдохнув, мы решили, что довольно о политике, есть много других интересных тем, и плавно переключились на производственные показатели, будущие проекты и перспективные рынки. Начали с появления конкурента в лице Bell-505. Г-н Робинсон, немного подумав, весьма эмоционально сказал: «Я помню то время, когда стремление обогнать Bell было для нас мечтой. Прошли времена, и прошедшая HeliExpo показала, что уже Bell сейчас хочет догнать нас. Я не могу вам даже передать, насколько счастливы инженеры нашей компании. Но, возвращаясь к Bell-505, я должен сказать, что это очень важная часть рынка. Для Вас, как будущих покупателей и операторов этого вертолета, это действительно хорошая новость. И главное - Вы хотите, чтобы мы соревновались. Но чтобы высказать свое мнение о новой машине, я должен его увидеть и узнать, как справились инженеры с поставленными задачами. И в настоящее время мы предпочитаем держать свой рот на замке, дожидаясь летных экземпляров. Посмотрим».
Спросили мы у г-на Робинсона и о возможности в будущем производства вертолетов в России. «Подобные вопросы нам задают во многих странах, последний был адресован из Китая. Но мы видим основную проблему в сохранении контроля качества сборки вертолетов. Поэтому стараемся сохранить производственный процесс в одном месте, а именно на нашем заводе, таким образом сведя все риски к нулю. Как только вы отправляете часть сборки в другое место – готовьтесь к браку. В 90-х годах прошлого века многие производства передавались в другие страны, но мы отказались это делать и сохранили производство в США. И как видим, сейчас пошел обратный процесс, и та же компания Boeing пытается вернуть производство в США. И опять же – это напрямую связано с качеством продукции. То есть сейчас я не вижу смысла переводить производство, даже в страны с сильными для Robinson рынками».
Мы бы не простили себе, если бы не воспользовались возможностью и не поинтересовались у г-на Робинсона будущими проектами. К тому же, о Robinson R88 уже поползли слухи. «Мы всегда оцениваем те сегменты рынка, в которых не присутствуем. Но готов вас немного огорчить. Сейчас мы полностью сфокусируемся на модернизированных версиях нашего R66 – еще есть много идей, которые нужно внедрить на наш бестселлер. В ближайшие два года мы вряд ли анонсируем наш будущий проект, хотя не скрою – он есть. Хочу сказать, что в отношении вертолетов более тяжелого класса вопрос только в двигателях, и мы сейчас очень тесно работаем с производителями вертолетных двигателей по этой теме. Могу сказать одно, будущий «проект R88», в принципе я и сам не знаю, как он будет называться, – это вертолет с большей кабиной, тяговооруженностью и принципиально иными летно-техническими характеристиками. Но об этом все же немного позже. Кстати, общаясь с производителями двигателей именно на эту тему, мы неожиданно пришли к идее установки дизельного двигателя на R66. И скоро анонсируем этот проект».
Очень приятно было наблюдать за тем, как г-н Робинсон общается с владельцами вертолетов и техническим персоналом. Понятно, что его приезд вызвал ажиотаж, и количество вопросов было действительно большим. Но он нашел время для всех, подробно рассказывая о будущих опциях на Robinson, где-то даже советуя, что хорошо и что не очень.
Зная, что полет в «Аэросоюз Гринвуд» будет очень «насыщенным», ведь виды Подмосковья в этом районе особенно живописны, мы решили часть вопросов задать перед вылетом, дав возможность г-ну Робинсону насладиться прекрасными пейзажами. Одним из последних вопросов стал прогноз для оте-чественного вертолетного рынка. «Приехав сюда, у меня даже несколько изменилось стереотипное видение России. Здесь я вижу огромный потенциал для нашей компании. Не только поставки, но и развитие вертолетной инфраструктуры в целом, да и сам процесс либерализации воздушного пространства в вашей стране, говорят о многом. Потенциал России очень большой, и все эти факты располагают к более тесному партнерству. В прошлом году мы поставили российским клиентам 86 вертолетов, что сделало вашу страну второй по количеству поставленных машин. Я считаю, что такая тенденция сохранится и в ближайшие годы. Да и вообще, за последние несколько лет наш бизнес процветает. Поставки растут, только за прошлый год заказчикам было передано 523 вертолета, портфель заказов остается стабильным, и нет никаких оснований прогнозировать спад производства в текущем году. К тому же, после сертификации EASA R66 мы планируем увеличить темпы производства R66 на 30-50%, что позволит потеснить на рынке популярный R44. Многие европейцы уже готовы пересесть на более мощный и современный R66. В конце я хотел бы сказать, что мне искренне жаль, что география моего посещения вашей страны свелась лишь к Москве и Санкт-Петербургу. Я очень хотел бы побывать и в других городах, но это я обязательно сделаю в свою следующую проездку».
Мы в свою очередь хотим поблагодарить за уделенное время не только Курта Робинсона, но и персонально Ирину Наумову и Сергея Хомякова, а также президента «Аэросоюза» Александра Климчука, за предоставленную возможность пообщаться тет-а-тет, вертолет и прекрасное настроение.
Дмитрий Петроченко