Сегодня у нас в гостях Президент ГК «АВКОМ» Евгений Юрьевич Бахтин, который расскажет состоянии рынка в минувшем году, насколько скорректировался трафик, и что нас ожидает в ближайшей перспективе
BizavWeek продолжает публикацию материалов об итогах работы российских компаний в 2016 году. Сегодня у нас в гостях Президент ГК «АВКОМ» Евгений Юрьевич Бахтин, который ответит на ряд вопросов: как чувствовал себя рынок в минувшем году, насколько скорректировался трафик и что нас ожидает в ближайшей перспективе. Впрочем, обо всем по порядку.
Евгений Юрьевич, заканчивается, пожалуй, один из самых сложных для деловой авиации годов. За прошедшие месяцы ситуация на рынке оставалась сложной. Отечественный рынок деловой авиации в 2016 году стал заложником экономической и, отчасти, политической ситуации в мире.
На фоне снижения международного трафика, мы наблюдали небольшой, но все же рост активности на внутрироссийских направлениях. Если кратко, какие цифры мы имеем «на выходе»? Атмосфера текущего года удручает?
Говоря об итогах развития деловой авиации в 2016г. следует отметить снижение волатильности рынка бизнес-авиаперевозок, колебания которого по сравнению с предыдущим годом значительно меньше изменялись в течение года под воздействием внешних факторов от нулевого роста до падения на 5-9%. Хотя итоговая статистика за 2016г. еще не подведена, тем не менее, судя по результатам 9 месяцев этого года следует ожидать опубликования итоговых годовых цифр снижения рынка деятельности бизнес-авиации в России за 2016г. в районе 5-7%. Снижение волатильности делового авиарынка на фоне весьма умеренного снижения объемов само по себе уже является благоприятным фактором развития, свидетельствующим об определенной стабилизации авиарынка после непредсказуемо резких скачков предыдущего периода 2014-15 годов.
По-прежнему, на 7-12% снижение международного сектора рынка деловой авиации России в 2016г. компенсировались умеренным ростом спроса (5-10%) на полеты внутри России, но следует понимать, что российский внутренний рынок является довольно ограниченным по объемам, и в 2016г. стал близок к насыщению, то есть к балансу спроса и предложения.
Нельзя сказать, что атмосфера проходящего года была удручающей, скорее она была лишена излишнего оптимизма и сопровождалась адаптацией основных игроков рынка к реалиям происходящих событий.
Хотя итоги 2016г. и несколько разочаровывают инвесторов и игроков рынка, в целом, наступление своего рода хрупкой стабилизации развития очень важно для сохранения предпосылок потенциального роста интереса инвесторов к рынку деловой авиации РФ.
Климат для развития отрасли в России. Насколько он стал более благоприятным или наоборот?
Операторы и эксплуатанты российской деловой авиации не отмечают каких-то положительных изменений климата для развития бизнес-авиации в России. Экономическая стагнация и снижение темпов экономического развития отрицательно сказываются на спросе на услуги деловой авиации. С другой стороны, отмечается возрастающее административное давление на предприятия деловой авиации РФ в форме проведения участившихся внеплановых проверок компаний не только со стороны Росавиации и Ространснадзора, но и со стороны административных органов и местной власти. К сожалению, постоянные задержки в разработке новых отраслевых нормативных документов для реализации вводимых поправок в Воздушный кодекс РФ, в условиях утраты действенности прежних регламентов, зачастую приводят к неразберихе в применении отраслевой нормативной документации.
Москва и Питер остаются ключевыми пунктами для отрасли. Увидели ли Вы, что в МАУ усилилась конкуренция. Насколько «прибавили» Шереметьево и Домодедово?
Снижение объемов движения и потребностей в аэропортовом обслуживании полетов деловой авиации приводит к росту конкуренции в МАУ, что с точки зрения операторов и владельцев воздушных судов бизнес-класса является благоприятным фактором для развития. Пока еще нет статистических данных, но по результатам работы московских аэропортов не будет неожиданным продолжение роста доли Шереметьева на рынке МАУ в 2016г. Этому способствовало как введение в эксплуатацию новой автотрассы между МКАД и Шереметьево, так и активная маркетинговая политика основного оператора аэропорта – «А-Групп».
В 2016г. отмечается рост объемов движения и базирования воздушных судов бизнес-авиации в аэропорту Санкт-Петербурга. Этому способствует как хорошо развитая нфраструктура (ангары, перроны, бизнес-терминалы), так и наличие в аэропорту Пулково двух конкурирующих предприятий наземного обслуживания.
В 2016 году, практически, не было анонсов сколь либо крупных инвестпроектов в отрасли. Можно ли говорить, что эра глобального строительства закончена или потенциальные инвесторы все-таки выжидают более благоприятного периода?
Действительно, в 2016г. не было анонсов крупных инвестпроектов в инфраструктуру объектов деловой авиации. Это вполне объяснимо с точки зрения сужения рынка и снижения экономической активности в отрасли. Заняв выжидательную позицию, потенциальные инвесторы анализируют складывающуюся экономическую обстановку, и при первых же явственных признаках возрождения появятся на рынке. Ведущие мировые операторы и производители авиатехники для бизнес-авиации продолжают считать Россию одним из важных и перспективных рынков бизнес-авиации.
Евгений Юрьевич, ценообразование – ключевая составляющая рынка. Почему российские игроки, практически, не опускают цены на услуги?
Коммерческие операторы (эксплуатанты), работающие на российском рынке уже понизили ставки за найм ВС и выполнение чартеров в 2016г. на 10-15%. Операторы наземного обслуживания в МАУ также предоставляли льготы и скидки, как в прямой (снижение тарифов), так и в косвенных формах (включение допуслуг в стандартный тариф и т.п.). Как известно, цены регулируются рынком и если клиент (оператор) покупает обслуживание по установленным ценам, у продавца (оператора наземного обслуживания) нет никакой мотивации для снижения цен. Да и надо сказать, что качество обслуживания, ассортимент предлагаемых услуг у операторов наземного обслуживания аэропортов МАУ в полной мере соответствует международным стандартам качества предоставления таких услуг. Вместе с тем, в 2016г. стало ощущаться конкурентное давление предложений на базирование ВС бизнес-авиации в Риге, Таллине, Хельсинки для работы на рынке МАУ.
В прошлом году Ваша группа компаний существенно продвинулась в реализации проекта строительства МЦДА в подмосковном Жуковском. Что сделано, а что, по понятным причинам, не успели реализовать?
ГК «АВКОМ» продолжает реализацию проекта строительства Центра Деловой Авиации в подмосковном аэродроме «Раменское». В реконструированных ангарных эллингах общей площадью 3000 кв.м. разместился сертифицированный технический центр – «АВКОМ-Техник», занимающийся техническим обслуживанием и ремонтом бизнес-самолетов практически всех типов. Завершается строительство 4 ангарных корпусов общей площадью 10000 кв.м. для хранения и технического обслуживания ВС бизнес-авиации. Производится отделка помещений и монтаж оборудования мини-терминала для обслуживания и оформления пассажиров и экипажей воздушных судов бизнес-авиации.
К сожалению, строительные работы ведутся с отставанием в графике, что не позволило нам ввести все объекты комплекса в 2016г.
Полагаем, что во втором квартале 2017г. мы сможем предложить операторам и пользователям бизнес-авиации новый комплекс Деловой авиации и АОН в МАУ с 5,5км ВПП, способной принимать любые воздушные суда, включая космические российский «Буран» и американский «Челнок (Shuttle)».
А как минувший год закончился для проекта Jet Travel Club?
Работа «Джет Тревел Клуб» (JTC) в 2016г. полностью подтвердила действенность концепции деятельности JTC по выполнению частных некоммерческих полетов в интересах членов Клуба. Отмечен рост числа членов JTC, использующих стандартные и «серебряные» карты Клуба.
Конечно же, замедление темпов экономического развития, снижение деловой активности не могло не сказаться на деятельности JTC и в 2016г, вместо ожидаемого роста мы получили те же результаты, что и в 2015г.
Евгений Юрьевич, что же ожидает отрасль в 2017 году в целом, и ГК АВКОМ в частности?
Трудно делать какие-либо точные прогнозы на 2017г. в условиях сложившейся многофакторной неопределенности, определенная стабилизация авиарынка в 2016г. дает твердое основание предполагать, как минимум, сохранение достигнутых объемов движения ВС и инфраструктурной деятельности деловой авиации РФ.
Будем также надеяться, что в наступающем году стагнационные процессы в экономике только стимулируют интерес частных лиц, индивидуальных предпринимателей, АУП средних и крупных корпораций к пользованию услугами JTC в 2017г.
Евгений Юрьевич, заканчивается, пожалуй, один из самых сложных для деловой авиации годов. За прошедшие месяцы ситуация на рынке оставалась сложной. Отечественный рынок деловой авиации в 2016 году стал заложником экономической и, отчасти, политической ситуации в мире.
На фоне снижения международного трафика, мы наблюдали небольшой, но все же рост активности на внутрироссийских направлениях. Если кратко, какие цифры мы имеем «на выходе»? Атмосфера текущего года удручает?
Говоря об итогах развития деловой авиации в 2016г. следует отметить снижение волатильности рынка бизнес-авиаперевозок, колебания которого по сравнению с предыдущим годом значительно меньше изменялись в течение года под воздействием внешних факторов от нулевого роста до падения на 5-9%. Хотя итоговая статистика за 2016г. еще не подведена, тем не менее, судя по результатам 9 месяцев этого года следует ожидать опубликования итоговых годовых цифр снижения рынка деятельности бизнес-авиации в России за 2016г. в районе 5-7%. Снижение волатильности делового авиарынка на фоне весьма умеренного снижения объемов само по себе уже является благоприятным фактором развития, свидетельствующим об определенной стабилизации авиарынка после непредсказуемо резких скачков предыдущего периода 2014-15 годов.
По-прежнему, на 7-12% снижение международного сектора рынка деловой авиации России в 2016г. компенсировались умеренным ростом спроса (5-10%) на полеты внутри России, но следует понимать, что российский внутренний рынок является довольно ограниченным по объемам, и в 2016г. стал близок к насыщению, то есть к балансу спроса и предложения.
Нельзя сказать, что атмосфера проходящего года была удручающей, скорее она была лишена излишнего оптимизма и сопровождалась адаптацией основных игроков рынка к реалиям происходящих событий.
Хотя итоги 2016г. и несколько разочаровывают инвесторов и игроков рынка, в целом, наступление своего рода хрупкой стабилизации развития очень важно для сохранения предпосылок потенциального роста интереса инвесторов к рынку деловой авиации РФ.
Климат для развития отрасли в России. Насколько он стал более благоприятным или наоборот?
Операторы и эксплуатанты российской деловой авиации не отмечают каких-то положительных изменений климата для развития бизнес-авиации в России. Экономическая стагнация и снижение темпов экономического развития отрицательно сказываются на спросе на услуги деловой авиации. С другой стороны, отмечается возрастающее административное давление на предприятия деловой авиации РФ в форме проведения участившихся внеплановых проверок компаний не только со стороны Росавиации и Ространснадзора, но и со стороны административных органов и местной власти. К сожалению, постоянные задержки в разработке новых отраслевых нормативных документов для реализации вводимых поправок в Воздушный кодекс РФ, в условиях утраты действенности прежних регламентов, зачастую приводят к неразберихе в применении отраслевой нормативной документации.
Москва и Питер остаются ключевыми пунктами для отрасли. Увидели ли Вы, что в МАУ усилилась конкуренция. Насколько «прибавили» Шереметьево и Домодедово?
Снижение объемов движения и потребностей в аэропортовом обслуживании полетов деловой авиации приводит к росту конкуренции в МАУ, что с точки зрения операторов и владельцев воздушных судов бизнес-класса является благоприятным фактором для развития. Пока еще нет статистических данных, но по результатам работы московских аэропортов не будет неожиданным продолжение роста доли Шереметьева на рынке МАУ в 2016г. Этому способствовало как введение в эксплуатацию новой автотрассы между МКАД и Шереметьево, так и активная маркетинговая политика основного оператора аэропорта – «А-Групп».
В 2016г. отмечается рост объемов движения и базирования воздушных судов бизнес-авиации в аэропорту Санкт-Петербурга. Этому способствует как хорошо развитая нфраструктура (ангары, перроны, бизнес-терминалы), так и наличие в аэропорту Пулково двух конкурирующих предприятий наземного обслуживания.
В 2016 году, практически, не было анонсов сколь либо крупных инвестпроектов в отрасли. Можно ли говорить, что эра глобального строительства закончена или потенциальные инвесторы все-таки выжидают более благоприятного периода?
Действительно, в 2016г. не было анонсов крупных инвестпроектов в инфраструктуру объектов деловой авиации. Это вполне объяснимо с точки зрения сужения рынка и снижения экономической активности в отрасли. Заняв выжидательную позицию, потенциальные инвесторы анализируют складывающуюся экономическую обстановку, и при первых же явственных признаках возрождения появятся на рынке. Ведущие мировые операторы и производители авиатехники для бизнес-авиации продолжают считать Россию одним из важных и перспективных рынков бизнес-авиации.
Евгений Юрьевич, ценообразование – ключевая составляющая рынка. Почему российские игроки, практически, не опускают цены на услуги?
Коммерческие операторы (эксплуатанты), работающие на российском рынке уже понизили ставки за найм ВС и выполнение чартеров в 2016г. на 10-15%. Операторы наземного обслуживания в МАУ также предоставляли льготы и скидки, как в прямой (снижение тарифов), так и в косвенных формах (включение допуслуг в стандартный тариф и т.п.). Как известно, цены регулируются рынком и если клиент (оператор) покупает обслуживание по установленным ценам, у продавца (оператора наземного обслуживания) нет никакой мотивации для снижения цен. Да и надо сказать, что качество обслуживания, ассортимент предлагаемых услуг у операторов наземного обслуживания аэропортов МАУ в полной мере соответствует международным стандартам качества предоставления таких услуг. Вместе с тем, в 2016г. стало ощущаться конкурентное давление предложений на базирование ВС бизнес-авиации в Риге, Таллине, Хельсинки для работы на рынке МАУ.
В прошлом году Ваша группа компаний существенно продвинулась в реализации проекта строительства МЦДА в подмосковном Жуковском. Что сделано, а что, по понятным причинам, не успели реализовать?
ГК «АВКОМ» продолжает реализацию проекта строительства Центра Деловой Авиации в подмосковном аэродроме «Раменское». В реконструированных ангарных эллингах общей площадью 3000 кв.м. разместился сертифицированный технический центр – «АВКОМ-Техник», занимающийся техническим обслуживанием и ремонтом бизнес-самолетов практически всех типов. Завершается строительство 4 ангарных корпусов общей площадью 10000 кв.м. для хранения и технического обслуживания ВС бизнес-авиации. Производится отделка помещений и монтаж оборудования мини-терминала для обслуживания и оформления пассажиров и экипажей воздушных судов бизнес-авиации.
К сожалению, строительные работы ведутся с отставанием в графике, что не позволило нам ввести все объекты комплекса в 2016г.
Полагаем, что во втором квартале 2017г. мы сможем предложить операторам и пользователям бизнес-авиации новый комплекс Деловой авиации и АОН в МАУ с 5,5км ВПП, способной принимать любые воздушные суда, включая космические российский «Буран» и американский «Челнок (Shuttle)».
А как минувший год закончился для проекта Jet Travel Club?
Работа «Джет Тревел Клуб» (JTC) в 2016г. полностью подтвердила действенность концепции деятельности JTC по выполнению частных некоммерческих полетов в интересах членов Клуба. Отмечен рост числа членов JTC, использующих стандартные и «серебряные» карты Клуба.
Конечно же, замедление темпов экономического развития, снижение деловой активности не могло не сказаться на деятельности JTC и в 2016г, вместо ожидаемого роста мы получили те же результаты, что и в 2015г.
Евгений Юрьевич, что же ожидает отрасль в 2017 году в целом, и ГК АВКОМ в частности?
Трудно делать какие-либо точные прогнозы на 2017г. в условиях сложившейся многофакторной неопределенности, определенная стабилизация авиарынка в 2016г. дает твердое основание предполагать, как минимум, сохранение достигнутых объемов движения ВС и инфраструктурной деятельности деловой авиации РФ.
Будем также надеяться, что в наступающем году стагнационные процессы в экономике только стимулируют интерес частных лиц, индивидуальных предпринимателей, АУП средних и крупных корпораций к пользованию услугами JTC в 2017г.