Второе «потерянное десятилетие»


В своем недавнем прогнозе аналитик Брайан Фоли сравнил нынешний рынок с тем, что он назвал «потерянным десятилетием» в период между 1986 и 1996 годами, когда поставки бизнес-джетов были примерно на уровне 350 единиц в год

Аналитик рынка деловой авиации Брайан Фоли предсказывает, что в обозримом будущем рынок новых самолетов будет оставаться «плоским», при этом отметив, что сейчас предложение удовлетворяет спрос. В своем недавнем прогнозе г-н Фоли сравнил нынешний рынок с тем, что он назвал «потерянным десятилетием» в период между 1986 и 1996 годами, когда поставки бизнес-джетов были на уровне примерно 350 единиц в год. «Вероятно, в этот раз будет даже более длительный период, чем «потерянное десятилетие», - сказал Фоли. Но надежда заключается в том, что поставки в среднем будут составлять от 650 до 750 самолетов в год в течение следующих нескольких лет, а после 2025 года увеличится до 775-825. Это вдвое больше, чем у так называемого «Lost Decade».

Фоли отметил, что после экономического спада многие важные экономические показатели стабилизировались, включая прибыль корпораций, фондовый рынок и даже ВВП США, а также множество отраслевых индикаторов. Вторичный рынок, достигший во время экономического краха точки, когда почти один из пяти самолетов был выставлен на продажу, теперь вернулся к нормальному состоянию. Также растет трафик бизнес-авиации. Но, по словам Фоли, вызывает недоумение отсутствие значительного возврата поставок с момента спада.

Эксперт указал на ряд ключевых изменений сегодняшнего рынка. По его словам, в 2008 году это была почти катастрофическая ситуация: было легко получить кредит, слабый доллар позволял дешево покупать американскую продукцию, появилось множество новых рынков, а цены на сырье росли. «Сегодня почти полная противоположность», - сказал он. «Если Вы не находитесь в США, то, вероятно, наблюдаете экономическую слабость. Доллар намного сильнее, поэтому покупка для зарубежных клиентов дороже ... и цены на сырье упали».

При том, что корпоративная прибыль вернулась, Фоли указывает на «деловой менталитет в корпорациях, который нацелен на сокращение затрат». Несмотря на то, что экономические показатели повышаются, все по-прежнему несколько осторожны.

Другим фактором является падение остаточной стоимости. Сейчас бизнес-джеты ведут себя скорее, как инвестиционный товар. Кроме того, у потребителей бизнес-авиации появилось гораздо больше возможностей, чем просто покупка самолета – карточные продукты и программы членства и т.д.

Фоли прогнозирует, что в ближайшем время доля поставок самолетов с более крупными кабинами будет продолжать снижаться, но, когда на рынок выйдут новые большие джеты (Dassault Falcon 5X, Gulfstream G500 / G600 и Bombardier Global 7000), их доля вернется к уровню примерно 40%. После того, как эти самолеты начнут вводить в эксплуатацию, стоимость рынка бизнес-джетов, которая начала падать после 2015 года, начнет укрепляться, сказал Фоли. Но он не предполагает возврата к 50% доле самолетов с большой кабиной, которая наблюдалась в начале этого десятилетия.

Северная Америка, на которую приходится две трети парка бизнес-джетов, будет продолжать доминировать. Но укрепление евро и улучшение европейских фондовых рынков поддержат рынок Европы. По прогнозам Фоли, рынки Центральной и Южной Америки, где количество бизнес-джетов несколько больше, чем в Западной Европе, в обозримом будущем, скорее всего, останутся «мягкими». «Я думаю, что это продлится еще 5-10 лет», - сказал он.