Пять трендов 2022 года

«Лучший способ предсказать свое будущее — создать его». Шестнадцатый президент США Авраам Линкольн давал характерно объективные советы о неблагодарном деле предсказаний.

По мнению главного редактора Corporate Jet Investor Мака Стоуна пять ключевых факторов будут определять 2022 год. Это: высокий спрос, небольшие темпы производства, требования экологического и социального управления (ESG), усиление государственного контроля и рисков, и новая революция в области авиационных технологий.

Во-первых, стремительно растущий спрос на бизнес-рейсы, особенно в Северной Америке. В прошлом году бизнес-джеты совершили 3,3 млн рейсов по всему миру, говорится в последнем отчете WingX Global Market Tracker. Это на 7% выше предыдущего рекорда, установленного в 2019 году. Этот спрос сохранится, поскольку состоятельные люди и их семьи, а также корпоративные пассажиры ищут «убежище и удобство» в салонах частных самолетов. Столь высокий спрос связан с медленным восстановлением трафика линейных авиакомпаний, особенно обслуживающих региональные направления. Кроме того, аналитики отмечают, что увеличивается и количество рейсов в интересах крупных корпораций, при этом летают не только руководители высшего звена, но и топ-менеджеры.

Во-вторых, с быстро растущим спросом на деловые самолеты усугубился дефицит предложения. Один лидер отрасли в США охарактеризовал вторичный рынок в США как «похожий на тушу после того, как ее растерзали стервятники». Данные AMSTAT показывают, что на вторичном рынке выставлено всего 3,78% всего парка. Но даже эта цифра высока. Из 3,25% продаваемых тяжелых самолетов около половины старше 20 лет (самый старый — 1966 года выпуска). То же самое относится и к категории джетов среднего размера с доступными 3,24%. В сегменте легких джетов доступно 4,6% парка, но их средний возраст составляет 30 лет.

Производители не спешат наращивать производство. JetNetIQ прогнозирует поставку в 2022 году 770 самолетов, что на 12% больше, чем в 2021 году. Все больше новых покупателей самолетов подписывают контракты с поставкой в 2023 году. Существует не только нехватка подержанных самолетов. Становится все труднее найти опытных пилотов, специалистов по обслуживанию планеров и силовых установок, а также других инженеров.

Третьей проблемой в этом году будет усиление давления по «зеленой» повестке. Хотя 2050 год кажется отдаленной датой для деловой авиации, чтобы достигнуть нулевого уровня выбросов углерода, как определил Международный совет деловой авиации (IBAC), с каждым годом давление усиливается. Экологичное авиационное топливо (SAF) плюс схемы компенсации выбросов углерода вселяют надежду. По оценкам Air BP, ее SAF может сократить выбросы углерода в течение жизненного цикла топлива на 80% по сравнению со стандартным топливом. Техническое инновации разработчиков самолетов и двигателей также обещает многое. Но для достижения этих сложных целей необходим значительный прогресс.

В-четвертых, это более активное участие правоохранительных и государственных органов в бизнес-авиации. Менее регулируемые части бизнес-авиации, особенно сделки, подвергаются гораздо большему контролю.

Это будет продолжаться. В прошлом году мы видели, как обвинительный акт в отношении Aircraft Guaranty Corporation привел к усилению внимания к экспорту самолетов из США. Другие расследования продолжаются. Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) предупредило авиационную отрасль о нарушениях санкций в последние годы и, как известно, ведет расследование в отношении нескольких компаний бизнес-авиации. Отрасль также по-прежнему будет мишенью мошенников и киберпреступников. Мы так сильно чувствуем эту тенденцию, что запустили Semaphore Intel, чтобы помочь отрасли управлять этими рисками.

В-пятых, влияние новых и быстро развивающихся технологий на деловую авиацию. Они не ограничиваются планерами и двигателями. Наконец, существует перспектива городской воздушной мобильности (UAM), основанная на сотнях стартапов, которые продолжают привлекать огромные инвестиции от производителей (самолетов и автомобилей), Уолл-стрит и инвесторов со всего мира. Интеграция UAM в существующие транспортные системы обещает изменить все наше будущее. Как отмечают в компаниях, UAM сделает авиаперелеты более доступными и удобными для всех. Полностью электрические, бесшумные и безопасные воздушные суда eVTOL – это будущее транспорта, направленное на обход любых потенциальных ограничений наземной мобильности. Но этого возможно добиться с помощью технических достижений, нормативной поддержки и доброй воли со стороны всех заинтересованных сторон.

Бизнес-авиация должна прислушиваться к лучшим советам, которые она может найти, если она хочет добиться успеха в 2022 году. Даже если это руководство действительно исходит от президента США девятнадцатого века. Так что спасибо Вам, господин Президент, за Ваши мудрые слова и мудрые советы. Мы все еще нуждаемся в них, даже после стольких лет.