NAJET: самым востребованным направлением в 2021 году стал маршрут Внуково-Сочи

Российский сервис онлайн-бронирования NAJET опубликовал по итогам 2021 года список наиболее востребованных направлений среди пользователей.

Статистика (Рейтинг маршрутов по запросам пользователей) базируется на поисковых запросах пользователей сервиса, содержащих информацию об аэропорте вылета и аэропорте посадки. Всего за 2021 год было выполнено 93883 запроса.

Самым популярным аэропортом вылета среди пользователей стал московский «Внуково-3» (25,2%), далее идут аэропорты «Домодедово» (8,4%), «Шереметьево» (8%), «Пулково» (6,3), «Кольцово» (2,2%), «Толмачево» (1,5%) и самарский «Курумоч» (1,3%).

По данным NAJET, количество запросов по рейсам «Внуково» - Сочи составило 5431 или 22,9% от общего количества обращений. Далее идут Пулково (Санкт-Петербург) 1938 (8,2%) и турецкая Анталья 831 (3,5%). В других московских аэропортах тройка лидеров не менялась за исключением процентных показателей. В санкт-петербургском «Пулково» наиболее востребованными маршрутами стали Сочи (Адлер) – 1037 (17,4%), Внуково (Москва) – 549 (9,2%) и Домодедово (Москва) – 265 (4,4%). В крупных региональных аэропортах в лидерах были исключительно отечественные авиагавани: Сочи, Москва и Санкт-Петербург.

Комментируя приведенные выше цифры, глава NAJET Михаил Титов отметил, что именно бизнес-авиация в момент самой жестокой изоляции стала тем средством транспорта, которая позволила сохранить коммуникации.

Впрочем, по мнению г-на Титова, отечественный рынок имеет свою национальную специфику.

«Такая же она сегодня, российская бизнес-авиация? Десятки самолетов, эксплуатируемые российскими коммерческими авиакомпаниями против тысяч в Европе; Десятки тысяч рейсов на самолетах бизнес-авиации против более миллиона в Европе; российские коммерческие авиакомпании выполняют лишь около 20% международных полетов в/из России (остальные выполняются зарубежными авиакомпаниями); Практически полное отсутствие недорогих самолетов класса Light jet (не более 5% всех перевозок) против их доминирующего положения в Европе (свыше 50% всех перевозок); Полное отсутствие новых самолетов бизнес-авиации, ввезенных в целях именно коммерческой эксплуатации (исключения составляют несколько достаточно новых самолетов, которые собственники разрешают продавать на рейсы время от времени); Ни одного контракта на новые самолеты в будущем, то есть полное отсутствие инвестиций в развитие современного флота; Ни одного крупного международного игрока не пришло на внутренний рынок; Одна из самых высоких в мире стоимость наземного обслуживания для самолетов и пассажиров бизнес-авиации».

Но при этом, как отмечает спикер, создана огромная наземная сервисная инфраструктура (особенно в Москве и Санкт-Петербурге), для обслуживания бизнес-авиации. «Именно эти особенности и формируют те местные особенности российского рынка, о которых мы говорили выше. И это: острая нехватка самолетов даже для внутренних перелетов; высокая чрезмерно стоимость перелетов даже на старых самолетах (за счет ограниченного предложения и высокой стоимости инфраструктуры обслуживания); отсутствие в принципе сегмента самолетов сегмента Light Jet не позволяет получить более низкую стоимость перелета по сравнению с более дорогими классами самолетов», - говорит Михаил Титов.

«Всё это соответственно препятствует появлению нового класса клиентов, не нуждающихся в использовании дорогой и престижной инфраструктуры и готовых заплатить за комфортный перелет на не самом дорогом самолете класса Light Jet. Другими словами, представьте себе город, в котором класс такси в Вашем приложении начинается от «Бизнес». Чтобы было понятно, например перелет по маршруту на легком самолете класса Premier 1 Москва – Санкт-Петербург стоит порядка 10000 евро, а на самолете Hawker 800/850 около 20000 евро».

«Почему же мы имеем такой старый и немногочисленный флот и отсутствие контрактов на поставку на наш задыхающийся рынок новых самолетов? Ответ очевиден – неподъемные условия финансирования или лизинга в России (как правило 30% первоначальный взнос, полный выкуп за 5-7 лет, от 5% в валюте); отказ иностранных финансовых учреждений финансировать российский бизнес и отказ крупных иностранных игроков из отрасли бизнес-авиации приходить на российский рынок вследствие боязни попадания под санкции».

Новые продукты и IT системы продаж.

И вот, в таких рыночных условиях, да еще и «приправленных» пандемией рынок преподнес сюрприз.

«Целый ряд ведущих брокерских компаний вывели на рынок так называемые «шаттлы», то есть авиаперевозки, осуществляемые по принципу «регулярных» чартеров» с покресельной продажей. То ест, по сути, пассажир может приобрести авиабилет на одно место в бизнес-джете. Ранее я, ошибаясь, говорил, что это только пандемийный тренд, но оказалось, что такой продукт стал реально востребованным рынком. Ведь при стоимости полета в Ниццу или Лондон от 4500 евро за место пассажир получает дополнительный комфорт, связанный с отсутствием необходимости тратить часы на путешествия по пассажирским терминалам аэропортов и прохождения формальностей, напоминающих квест», - продолжает г-н Титов.

Другая новость рынка продаж — это появление онлайн сервисов, по сути агрегаторов, поиска, бронирования и продаж перелетов на самолетах бизнес-авиации. Это неоспоримый тренд всего бизнеса любых услуг – выход в онлайн. Это единственный и главный тренд развития систем продаж рейсов бизнес-авиации.

Принцип достижения «онлайновости» простой и сложный одновременно. Автоматическое формирования предложения для клиента по его запросу на сайте сервиса требует анализа огромного количества параметров. В автомобильном такси эти алгоритмы намного более простые. А массивом основной части информации владеет авиакомпания. Это, например, соответствие запросу клиента технических характеристик того или иного самолета (дальность, пассажировместимость) наличие свободного исправного самолета в запрашиваемое время, наличие «отдохнувшего» экипажа, отсутствие в запрашиваемое время тех или иных плановых технических работ, наличие необходимых лицензий у авиакомпании и многое другое. Таким образом, онлайн сервис может получать объективную информацию только из авиакомпании, что достигается либо синхронизацией с программным обеспечением авиакомпании, либо авиакомпания устанавливает специальный софт агрегатора.

«Именно по такому пути пошел и сервис NAJET», - продолжает Михаил Титов. «Часть компаний, представленных на сайте сервиса NAJET, используют разработанное нами специальное программное обеспечение, а часть работает в программах других брендов, с которыми мы можем синхронизироваться. Наблюдая развитие собственного IT сервиса продаж, мы наблюдаем некоторые весьма интересные тенденции и проблемы. Среди типичных: корректность ведения данных в программе специалистами авиакомпании. Авиакомпания постоянно работает с огромным массивом заявок. Некоторые рейсы планируются в одно время. Но результаты переговоров еще не известны. То есть, планируется сразу несколько рейсов, но не один еще не вставлен в расписание, поэтому с точки зрения клиента, пользующимся онлайн сервисом заказа самолета, запрашиваемый самолет не занят. А когда он делает заказ, то может оказаться, что авиакомпания уже подтвердила это самолет на это время другому заказчику, но еще не внесла этот рейс в программу. Полагаю, что с учетом развития онлайна предпочтение скоро будет отдаваться клиенту онлайн сервиса».

Расчет (алгоритм формирования) стоимости рейса является также одной из серьезных проблем для онлайн сервиса. Об этой проблеме упоминал и один из руководителей крупнейшей компании AVINODE. Суть проблемы сводится к необходимости предоставлению клиенту корректной стоимости рейса. Во многих же компаниях расчет производится разными менеджерами по продажам по-разному. То есть, вы можете получить одновременно несколько разных ценовых предложений от разных менеджеров по продажам одной и той же авиакомпании. Решение, использовать для расчетов единый «калькулятор», алгоритм. Мы создали такой калькулятор, который и предлагаем использовать авиакомпаниям.

«В целом мы наблюдаем стабильно высокий трафик и рост количества поисков рейсов. Ведь клиенту удобно получить мгновенно не одно, а много предложений с конкретными самолетами, с фотографиями кабины, всеми данными по году выпуска, модели, а также расписанием и стоимостью рейса», - отмечает г-н Титов.

При этом основной проблемой развития онлайн сервисов с точки зрения клиента, в NAJET считают доверие к онлайн сервису, поскольку средняя стоимость покупки превышает 2500000 рублей. Клиент просто все равно хочет убедиться, что это действительно работает. То есть сегодня клиент пользуется онлайн сервисом, а потом, получив информацию идет в авиакомпанию, считая, что так надежнее. Еще одна проблема – большое количество дополнительных вопросов, которые традиционно решались через традиционных брокеров в телефонных переговорах. Это и особенности полета, связанные с пандемией, и питание, и многие другие моменты. Это, кстати тоже особенность нашей бизнес-авиации. В России полет на бизнес-джете это в первую очередь лакшери услуга, а не средство транспорта.

Несмотря на перечисленные проблемы, NAJET вместе с другими системами онлайн продаж активно двигается в будущее. Так в феврале компания открывает аналогичный самолетному сервису, сервис онлайн продажи полетов на вертолетах.

При этом надо отдать должное брокерам, исторически заслужившим доверие клиентов. И все же их роль будет со временем изменяться. Уйдет необходимость формирования предложения для клиента, который тот легко получит в онлайн сервисе, а вот функция координации процесса, за брокером, как доверенным лицом сохранится.

«Мы считаем, что рост продаж через онлайн сервисы в бизнес-авиации является главным трендом ее развития. Именно в этом сегменте возможно появление крупных игроков, возможны слияния и поглощения, поскольку рынок онлайн сервисов в России развит намного больше рынка авиационного и представлен мощнейшими игроками, готовыми учувствовать в захвате рынка», - резюмирует Михаил Титов.