Брайан Фоули: внезапная популярность частной авиации возвращается к реальности

По словам отраслевого аналитика Брайана Фоули, c 2020 года интерес к частным полетам резко возрос благодаря росту портфелей акций, легкому доступу к деньгам под низкие проценты и вызванному пандемией желанию избегать скоплений в аэропортах. Тем не менее, последние данные показывают, что раскаленный рынок начал остывать до более управляемого и устойчивого уровня.

Вскоре после объявления пандемии новые пользователи частных самолетов стали стремиться к самым простым в плане доступа чартерным и долевым рейсам. Эти бизнес-модели обеспечивают мгновенный доступ к парку самолетов без хлопот, связанных с их покупкой и обслуживанием. Некоторые чартерные провайдеры сообщили, что более 50% их рейсов бронируется новыми клиентами, которые никогда раньше не летали частным образом.

Внезапный приток новых клиентов усложнил обслуживание этих запросов для ограниченной сети в нишевой капиталоемкой отрасли, рассчитанной на гораздо меньшее использование. Несколько операторов, таких как NetJets, даже были вынуждены приостановить дальнейшие продажи новых чартеров, чтобы можно было обеспечить надлежащий уровень обслуживания своим существующим клиентам.

Покупка подержанного самолета стала для новичков, обладающих ресурсами и желанием подняться в небо в своем кругу, еще одним способом войти в сегмент. Эта тенденция оказалась настолько популярной, что предложение подержанных самолетов на рынке сократилось до рекордно низкого уровня. Это предсказуемо вызвало рост цен, поскольку быстро наступил «рынок продавца», часто оставляя на выбор только старые, переоцененные самолеты с длинным списком требований к дорогостоящему техобслуживанию.

Это разочарование привело некоторых новых покупателей к самому дорогому из всех решений — покупке нового самолета. Так же, как рынки чартерных, долевых и подержанных самолетов были насыщены, так же начали разбухать портфели заказов производителей. В 2021 году Textron Aviation, производитель таких частных самолетов, как бизнес-джет Cessna Citation и турбовинтовой King Air, сообщил, что 20% его клиентов были новыми владельцами. Этот внезапный всплеск интереса привел к тому, что у некоторых производителей доступные слоты для поставки начинались в 2025 году и далее.

Как и в случае любых крайних отклонений от рыночных норм, эти исключительные времена не должны были длиться вечно. Начали появляться первые признаки того, что пена немного спадает — не катастрофически, а таким образом, чтобы облегчить перегруженный рынок.

Катализаторами этого изменения стали проседание фондового рынка, инфляция, рост процентных ставок, снижение беспокойства по поводу вируса и надвигающаяся угроза рецессии. Пассажиры могут не чувствовать себя такими богатыми или защищенными, как раньше, и, поскольку траты являются необязательными, сокращение или устранение относительно дорогостоящих расходов на частные полеты — это один из способов укрепить финансы, по крайней мере, мысленно. Выходя из чартеров без каких-либо условий, многие новички бизнес-авиации решили вернуться в регулярные авиакомпании.

В качестве доказательства этого исхода WINGX сообщает, что чартерная активность в Северной Америке в настоящее время снизилась на 23% по сравнению с уровнем прошлого года и даже на 5% ниже допандемического уровня 2019 года. Одной из причин быстрого поворота является легкость, с которой можно принять решение о чартере. Похоже, что многие из этих новых пользователей были заинтересованы только в разовой поездке и были финансово унижены рейсом из Нью-Йорка в Палм-Бич в один конец за 20000 долларов.

По данным AMSTAT, уровень запасов подержанных самолетов удвоился всего за последние шесть месяцев. Несмотря на то, что доступность подержанных самолетов все еще близка к историческим минимумам, и она по-прежнему значительно ниже традиционного уровня, но с заметным изменением в сторону увеличения. Аналогичным образом, во время ажиотажа цены на некоторые подержанные модели выросли на 80% и более, а теперь наблюдается умеренное снижение цен по всем направлениям. Ожидается, что запасы будут продолжать расти после того, как некоторые из новоиспеченных владельцев столкнутся с ежегодными расходами на техническое обслуживание и эксплуатацию, которые могут многократно превышать цену покупки.

После ряда рекордных лет ассоциация дилеров самолетов IADA сообщила о 6-процентном сокращении сделок с начала года по третий квартал 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021 года. Вероятно, ожидается дальнейшее снижение, поскольку в 2023 году ускоренная амортизация в США снизится со 100% до 80% и даже меньше, что сделает владение менее привлекательным для некоторых покупателей.

Производители бизнес-джетов также столкнулись с недавним снижением спроса, поскольку соотношение заказов к поставкам, показатель активности продаж, несколько снизился. Несмотря на это, объем незавершенных заказов уже достиг многолетних максимумов, что эквивалентно производству в течение пары лет. Выигрывают такие производители, как Dassault, Bombardier, Gulfstream, Embraer и Textron Aviation.

Сокращение чартерной активности в сочетании с меньшими продажами новых и подержанных самолетов указывает на то, что пик новизны и увлечения частной авиацией у широкой публики уже пройден. Откровенно говоря, это облегчение для отрасли, которая никогда не масштабировалась до системы общественного транспорта и в последние пару лет была перегружена.

Сдвиг не произойдет без некоторых долгосрочных рисков. Долевые провайдеры, не сумев удовлетворить резко возросший спрос на свои программы, разместили у производителей массовые заказы на новые самолеты. Эластичность этих заказов еще предстоит выяснить, поскольку новичков в авиации становится все меньше и меньше. Еще одна трещина, которая может появиться, касается тех чартерных/долевых компаний, сильно зависящих от роста числа клиентов, чтобы увеличить их численность или удовлетворить инвесторов.

Тем не менее, по оценкам Фоули, менее 10% новичков в авиации общего назначения останутся в отрасли, что по-прежнему благоприятно повышает базовый доступный рынок для отрасли в дальнейшем. Потребовалось не что иное, как пандемия, чтобы наконец «стряхнуть с дерева этот низко висящий фрукт».