Пять главных выводов для бизнес-авиации из 2022 года

По мнению компании Martyn Fiddler Aviation, специализирующейся на владении воздушными судами и лизинге, пять основных выводов из прошлого года помогут бизнес-авиации в этом году: Война и санкции, Жизнь с Covid, Устойчивое развитие и углеродная нейтральность, Уроки управления, Бурный рост цен и надвигающийся спад.

«Бизнес-авиацию теперь можно считать постпандемийной», — заявили в компании. «Однако, несмотря на облегчение от того, что Covid остался позади, мы вступили в новую эру, когда события — война, санкции и рецессия — которые, как мы все думали, остались в прошлом, вернулись».

Война и санкции после конфликта России и Украины сильно повлияли на деловую авиацию. «Ограничение полетов для всех граждан России в Европе, Америке и Австралии, а также конфискация активов и санкции привели к значительному сокращению потоков доходов для многих в отрасли деловой авиации».

Санкции вызвали рекордный спрос на специалистов по юридическим вопросам, чтобы разобраться в ограничениях и в том, как они применяются между юрисдикциями, говорится в сообщении компании. Попытки обойти правила привели к тому, что некоторые из них подверглись штрафам, конфискациям и другим наказаниям. Одним из недавних примеров на Мальте стал оператор Emperor Aviation, находящийся под санкциями Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC).

Несмотря на надежды на скорейшее разрешение конфликта, Martyn Fiddler Aviation предупреждает, что деловая авиация должна ожидать, что санкции останутся постоянной темой в 2023 году и далее. «Санкции, ограничения и урон для деловой авиации России, скорее всего, в краткосрочной перспективе только усугубятся».

Жизнь с Covid останется ключевой тенденцией в этом году, как и в 2022 году. «Начав с конференции CJI в Лондоне в феврале, более 500 коллег со всего мира стремились встретиться лично, наверстать упущенное и создать новый бизнес», — говорится в сообщении компании. «В мае, после двухлетнего перерыва, EBACE посетило более 12 000 посетителей и более 300 экспонентов на главном европейском мероприятии бизнес-авиации». Кроме того, авиационная конференция на острове Мэн отпраздновала десятилетие в свой 12-й год с «огромным числом участников и спонсоров».

Но были заданы вопросы о том, были ли забыты уроки глобальной пандемии в спешке с восстановлением связи, заявили в Martyn Fiddler Aviation. «В ближайшие несколько лет может появиться баланс между личными мероприятиями и видео-интерактивностью для развития отношений и заключения сделок». В компании считают, что личные встречи и конференции останутся предпочтительной формой общения.

Устойчивое развитие и углеродная нейтральность стали еще одним прорывом прошлого года. Хотя бизнес-авиация — не единственная отрасль, которая находится в центре внимания климатических групп, она привлекает значительный интерес СМИ благодаря знаменитостям. «В то время как многие в отрасли исправляют вводящие в заблуждение заявления СМИ о выбросах — на деловую авиацию приходится всего 0,2% глобального выброса CO2 — некоторые лидеры теперь говорят, что просто реагировать в таких ситуациях недостаточно», — говорится в сообщении компании.

Хотя для защиты показателей устойчивого развития бизнес-авиации необходим активный подход, также подчеркивается необходимость проявлять осторожность, реагируя на климатическую критику в социальных сетях. «Это предупреждение прозвучало после того, как сообщения комментаторов в LinkedIn о протестах в Схипхоле [в ноябре прошлого года] были восприняты ведущими газетами и СМИ как прямые цитаты представителей отрасли. Хотя авторы постов, скорее всего, на момент написания не думали, что так произойдет, в этом и заключается опасность цифровой эпохи».   

Экологичность и сокращение выбросов были в центре внимания всех мероприятий деловой авиации в прошлом году. Продолжение прогресса в 2023 году зависит от инициативы в обмене посланий и «учета того, как отрасль представляет себя в остальном мире».

Уроки управления, извлеченные в 2022 году, будут применяться и в 2023 году. Последствия краха Greensill Capital нанесли значительный ущерб Credit Suisse, и судебные иски продолжают мешать реабилитации Boeing, отмечает Martyn Fiddler Aviation. KPMG получила многомиллионный штраф в связи с аудитом Rolls-Royce, а Airbus столкнулась с коллективным иском в Нидерландах в связи с тем, что компания не раскрыла информацию должным образом.

По словам Martyn Fiddler Aviation, продвижение ESG (environment, social and governance -окружающая среда, социальные сети и управление) видными бизнес-лидерами и крупными инвесторами находится на рекордно высоком уровне. Кроме того, существуют нормативные и социальные инициативы, направленные на поощрение лучшего корпоративного управления на международном уровне. «Часто проблема, с которой сталкиваются предприятия в области управления, заключается в реализации; предприятия либо не понимают преимуществ надлежащего управления, либо считают, что пустых слов об управлении достаточно, чтобы избежать проверки — «промывки управления».

Стремительный рост цен и надвигающаяся рецессия стали окончательным пониманием того, что, вероятно, повлияет на деловую авиацию в этом году. В прошлом году наблюдался рост цен на самолеты и увеличение числа новых покупателей в сочетании с сокращением мировых запасов. Это привело к тому, что производители увеличили производство, а вторичный рынок столкнулся с беспрецедентным спросом.

«В пиках и падениях нет ничего нового для деловой авиации, однако 2023 год покажет, какие компании извлекли уроки из сумасшедших взлетов и падений последнего десятилетия», — заявили в Martyn Fiddler Aviation. «Внедрили ли предприятия механизмы, чтобы обезопасить себя по мере снижения спроса?»

Рецессия может принести пользу тем, у кого есть возможность увидеть возможности и выгодные сделки, но многие компании, как новые, так и устоявшиеся, пострадают, прогнозируют эксперты. «Мы считаем, что экономические выгоды изменятся в течение 2023 года — как это происходит в каждый период рецессии — и те, кто выиграет, будут стремиться к деловым поездкам, чтобы увеличить свою отдачу».

Martyn Fiddler Aviation завершает пять выводов советом ожидать неожиданного в 2023 году. «Мы можем смотреть в будущее только в том случае, если у нас будет гибкое (а не фиксированное) мышление», — говорят в компании.