Чартерный рынок в Европе возвращается к уровню 2019 года

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, с 1 по 23 января 2023 объем рейсов бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов был на 2% больше, чем за тот же 23-дневный период 2022 года, и на 14% – больше, чем в 2019 году.

Активность бизнес-джетов находится на уровне аналогичного периода прошлого года, на 1% выше, чем в 2022 году, и на 17% выше, чем в январе 2019 года. Оглядываясь на последние три месяца (23.10.22 - 23.01.23), трафик бизнес-джетов на 2% ниже относительно прошлого года, и на 18% выше, чем три года назад.

Объем полетов турбовинтовых самолетов на 6% больше по сравнению с январем прошлого года, и на 9% относительно 2019 года. Активность регулярных авиакомпаний на 23% выше по сравнению с январем прошлого года, но на 11% ниже, чем в январе 2019 года. Несмотря на рост на 2% по сравнению с 2019 годом, активность грузовых операторов относительно того же периода января 2022 г. на 5% ниже.

Глобальные полеты самолетов с 1 по 23 января 2023 г. по сравнению с предыдущими годами (бизнес-авиация включает турбовинтовые самолеты)

Северная Америка

В период с 1 по 23 января в Северной Америке выполнено 163 000 рейсов бизнес-джетов, что соответствует аналогичному периоду января 2022 года, и на 15% больше, чем в 2019 году. Налет за тот же период на 27% больше, чем в 2019 году, и на 1% меньше, чем в прошлом году. За последние четыре недели трафик находятся на уровне годичной давности.

В этом месяце спрос по-прежнему определяется частными летными отделами, их активность выросла на 9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, и на 21% больше, чем в 2019 году. У операторов по управлению воздушными судами наблюдается снижение рейсов на 5% по сравнению с прошлым годом, хотя 12% больше, чем в 2019 году. Чартерный трафик сократился на 19% по сравнению с тем же периодом января 2022 года, хотя на 13% больше, чем четыре года назад.

Что касается активность бизнес-джетов по Part 135/91K (чартерные и долевые операторы), то количество рейсов в Северной Америке на третьей неделе 2023 года, закончившейся 22 января, выросло на 4% по сравнению с предыдущей неделей, но на 1% меньше, чем на той же неделе прошлого года. За последние четыре недели трафик упал на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Cessna Citation Excel /XLS — самый популярный чартерный самолет в этом месяце. Но количество рейсов этого типа сократилось на 24% по сравнению с прошлым годом, и на 4% меньше, чем в 2019 году. Ван-Найс — Лас-Вегас Маккарран — самая загруженная пара чартерных аэропортов, хотя количество рейсов упало на 5% по сравнению с прошлым годом.

Чартерные бизнес-джеты в Северной Америке, ранжированные по количеству вылетов с 1 по 23 января 2023 года по сравнению с предыдущими годами

53% рейсов бизнес-джетов в Северной Америке в этом месяце были продолжительностью менее 1,5 часов, полеты такой продолжительности выросли на 3% по сравнению с 2022 годом, и на 10% по сравнению с 2019 годом. Дальнемагистральные рейсы (6-12 часов) по-прежнему отстают от 2019 года на 6%, хотя и на 18% больше, чем в прошлом году. Рейсы бизнес-джетов продолжительностью более 12 часов сократились на 13% по сравнению с январем прошлого года, и на 20% больше, чем в 2019 году. Трансатлантический трафик (Северная Америка — Европа) на 28% больше, чем за тот же период 2022 года, и на 16% больше, чем до пандемии в 2019 году. 

Рейсы чартерных бизнес-джетов в Северной Америке по продолжительности, 1–23 января по сравнению с предыдущими годами

В этом месяце активность бизнес-джетов зависит от штата. Флорида является самым загруженным штатом, хотя количество рейсов сократилось на 7%, а количество летных часов уменьшилось на 6% по сравнению с прошлым годом. В Техасе количество рейсов в этом году увеличилось на 2% по сравнению с прошлым годом, а в Калифорнии — на 3%.

Европа

За 23 дня января количество рейсов бизнес-джетов в Европе сократилось на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на 6% больше, чем в предпандемийном январе 2019 года. За последние четыре недели трафик сократился на 9% по сравнению с прошлым годом. Если исключить Россию, то спрос в Европе на бизнес-джеты упал всего на 3% по сравнению с прошлым годом, и на 10% больше, чем в предпандемийном январе 2019 года. 64% рейсов в этом месяце имеют продолжительность менее 90 минут, такие полеты сократились на 1% по сравнению с прошлым годом, и выросли на 7% относительно 2019 года.

Рейсы продолжительностью 3-6 часов переживают самый большой спад по сравнению с прошлым годом, на 37% меньше по сравнению с прошлым годом, и на 19% по сравнению с четырьмя годами ранее. Дальние и сверхдальние рейсы намного выросли по сравнению с январем 2019 года. Полеты продолжительностью от 6 до 12 часов увеличились на 17% по сравнению с прошлым годом и на 31% по сравнению с 2019 годом.

На прошлой неделе (16-20 января) в Давосе прошел Всемирный экономический форум. Прибытие бизнес-джетов в близлежащие аэропорты (LSZS, LSZH, LSMD, LSZR) в течение 5-дневного мероприятия в этом году было на 11% ниже, чем в 2022 году. В период проведения мероприятия в аэропорты ВЭФ прибыло 372 бизнес-джета, что на 12% меньше, чем в 2022 году. Сравнивая среднесуточные прибытия в период проведения мероприятия, в 2023 году количество активных самолетов было на 1% больше, чем в мероприятии 2019, и на 12% меньше, чем в мероприятии 2022 г. В этом году Bombardier Global Express был самолетом с наибольшим количеством рейсов, прибывающих в аэропорты ВЭФ. LFSB (EuroAirport Basel) в LSZH (Цюрих) были двумя самыми загруженными аэропортами.

Анализ ВЭФ 2023

Остальной мир

За пределами Северной Америки и Европы активность бизнес-авиации выросла на 31% по сравнению с тем же 23-дневным периодом января прошлого года, и на 81% больше, чем до пандемии в 2019 году. За последние четыре недели трафик в Африке вырос на 17% по сравнению с прошлым годом, в Азии и Южной Америке — на 34%. На Ближнем Востоке объем полетов за последние четыре недели увеличился на 8% по сравнению с прошлым годом.

В настоящее время в Китае наблюдается значительный рост активности сверхдальних самолетов, на 26% по сравнению с прошлым годом, но по сравнению с 2019 годом снижение составило 17%. Тяжелые джеты демонстрируют сильный рост по сравнению с январем до пандемии, количество рейсов увеличилось на 56% по сравнению с 2019 годом, и на 64% больше по сравнению с прошлым годом.

Типы бизнес-джетов, по рейсам, Китай, 1–23 января 2023 г.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «На рынке бизнес-джетов наблюдалось снижение пикового спроса почти по всем показателям, но пока неясно, это только ослабило ограничения по пропускной способности или теперь грозит подорвать бизнес-планы, созданные за последние два года в расчете на продолжение рекордного роста. Рынок чартерных перевозок явно быстро сокращается в Европе, но в других местах он все еще намного выше уровня 2019 года».