Брокерская и консалтинговая компания ALTEA очень хорошо знает отрасль бизнес-авиации. Здесь работают те, кто имеет свежее мышление, подкрепленное опытом управления активами, покупками и продажами, финансовыми решениями и разработкой дизайна.
Руководители ALTEA Жан Семирамот и Робин Данлоп делятся своими личными ретроспективными взглядами на отрасль деловой авиации в 2022 году — времени, когда наблюдался беспрецедентный спрос на подержанные самолеты, — и заглядывают в 2023 год, чтобы увидеть, какие инновации можно ожидать с точки зрения самолетов, дизайна и опыта пассажиров.
«Сразу после самых первых карантинов пандемия COVID-19 стала динамичным катализатором для всей отрасли деловой авиации. Спрос и сделки с подержанными бизнес-джетами в 2021 году были на рекордно высоком уровне, в результате чего на конец первого квартала 2022 года было выставлено на продажу всего чуть более 700 подержанных бизнес-джетов, что является рекордно низким показателем за более чем 20 лет», — говорит Жан Семирамот. «С тех пор мировые запасы бизнес-джетов на вторичном рынке постоянно растут: на конец прошлого месяца было доступно более 1175 единиц. Это показатель изменения рынка в 2022 году».
Как и многие профессионалы, ALTEA прогнозирует, что по итогам 2022 года сделок с подержанными бизнес-джетами будет примерно на 15-20% меньше, чем в 2021 году. Является ли это результатом низкого уровня запасов? Или, скорее, это результат меньшего спроса – и, следовательно, еще один показатель того, что рынок начал меняться во второй половине прошлого года? Вероятно, и то, и другое.
«Есть вопрос относительно того, что произойдет со спросом», — продолжает Семирамот. «В отрасли существует консенсус в отношении того, что спрос будет продолжать снижаться из-за нескольких основных факторов, а именно волатильности фондовых рынков, роста процентных ставок, скачков цен на энергоносители, роста цен на сырьевые товары, тревожной инфляции и, как следствие, тени надвигающегося экономического спада в сочетании с продолжающейся инфляцией или даже стагфляцией. Также оказывают влияние сохраняющаяся торговая напряженность, геополитическая нестабильность, плюс прекращение 100-процентной бонусной амортизации в США и рост экологических проблем».
Что касается уровня предложения, говорит Семирамот, то рынок должен учитывать огромный портфель заказов бизнес-джетов. «Из-за пандемии у производителей бизнес-джетов соотношение заказов к поставкам выросло до 2:1 или даже больше в некоторых случаях, что позволило им продавать по прейскурантной цене или близкой к ней. В то время как увеличение портфелей заказов привело к увеличению производства у большинства производителей бизнес-джетов, проблемы с цепочками поставок и нехватка рабочей силы удерживали их на довольно скромном уровне и будут продолжать препятствовать значительному наращиванию производства. В результате новым покупателям приходится ждать от 18 до 24 месяцев, чтобы получить новый самолет. Это реальный стимул искать альтернативы на рынке подержанных джетов».
В этих изменяющихся рыночных условиях ALTEA ожидает следующего:
- Что касается предложения, то на рынке появится больше подержанных бизнес-джетов.
- Что касается спроса, то, учитывая потенциальную тень надвигающегося экономического спада, некоторые новички в бизнес-авиации могут сократить свои командировочные расходы и вернуться в авиакомпании, поскольку они восстанавливаются до уровня, предшествующего COVID, или даже выше.
- Поскольку запасы находятся на восходящей траектории, покупатели выиграют от более широкого выбора сопоставимых самолетов. В целом, покупатели будут чувствовать меньше необходимости быстро закрывать сделки. Мы можем даже увидеть покупателей, решивших подождать и посмотреть, что произойдет, опасаясь, что в противном случае они могли бы «переплатить», или просто дождаться спада и возможности купить дешевле, чем текущая запрашиваемая цена.
- Время экспозиции на рынке увеличится, и все больше продавцов снизят свои запрашиваемые цены.
По словам Жана Семирамота, покупатели могут стать более привередливыми в отношении состояния самолетов и других вопросов, таких как история повреждений, полноты записей и условия поставки, что может повлечь за собой дополнительные расходы для продавцов. «Прежде чем выставлять самолеты на продажу, продавцам было бы разумно нанять оценщика не только для того, чтобы получить реалистичную оценку стоимости их самолетов в преобладающих рыночных условиях, но и для того, чтобы также знать о проблемах и опасениях, на которые могут указать потенциальные покупатели и которые в конечном итоге могут помешать успешной перепродаже», — говорит он. «Финансисты поступили бы так же, чтобы снизить подверженность риску или просто отслеживать тенденции стоимости самолетов в этом году, который может стать поворотным».
Наблюдаем ли мы переход к мягкому рынку? Должны ли мы беспокоиться?
«Нет, не сейчас. В конце концов, хотя он, несомненно, сужается, разрыв между спросом и предложением пока остается. Таким образом, мы наблюдаем не сбой, а мягкий сдвиг, когда в в интересах покупателей рыночные условия немного меньше благоприятствуют продавцам, не переходя на рынок покупателя — по крайней мере, в краткосрочной перспективе».
Рынок «вернулся к норме»?
«Не совсем. Это «новая норма», — комментирует Эндрю Батлер, партнер ALTEA. «Этот переход от сильно предвзятого рынка, ориентированного на спрос, является благословением для большинства брокеров, учитывая довольно экстремальные рыночные условия, существовавшие после COVID. Качественные подержанные самолеты нечасто появлялись на открытом рынке – их «расхватывали» еще до того, как многие взыскательные покупатели знали, что они выставлены на продажу».
«Новую норму» следует ожидать просто потому, что старая норма привела к падению нашей отрасли после мирового финансового краха 2007–2008 годов. Уровни запасов после финансового кризиса почти в три раза превышали сегодняшний уровень запасов. Хотя, по общему признанию, это был недолгий опыт, уровень запасов оставался почти в два раза выше сегодняшнего уровня вплоть до пандемии в начале 2020 года. Данные показывают, что на рынке деловых самолетов был избыток запасов более десяти лет».
После COVID переход к перегреву был быстрым. Но в целом в ALTEA ожидают охлаждения, которое может привести к более сбалансированному рынку к концу 2023 года и далее.
В ALTEA уже заметили, что ряд недавно заказанных самолетов стали доступны на вторичном рынке — некоторые из них должны быть поставлены в третьем и четвертом кварталах 2023 года. Компания считает, что это еще один признак того, что рынок охлаждается. Один фактор, безусловно, в пользу отрасли — сложная цепочка поставок привела к тому, что производители не могут строить самолеты так быстро, как им хотелось бы. «Это реальное преимущество, которое также поможет нам избежать депрессии, последствия которой мы все будем рады пережить», — заключает Батлер.