Европейская деловая авиация может продемонстрировать устойчивость в 2023 году

Первый месяц 2023 года начался с высокого спроса на частные бизнес-джеты в Европейском регионе и других частях мира. К концу четвертого квартала 2022 года европейские операторы деловых самолетов совершили более 600 000 рейсов в различные пункты назначения по всему миру, что сделало этот год одним из самых загруженных по трафику за последние три года. Растущий спрос на частные полеты указывает на многообещающее будущее в этом сегменте авиации в текущем году.

Растущее число авиапассажиров пользуются преимуществами бизнес-авиации. Примечательно, что многие компании в этом сегменте отмечают рост числа пассажиров, включая постоянных пользователей и новых пассажиров, бронирующих чартерные рейсы, что повышает спрос.

Как и другие компании, выполняющие коммерческие пассажирские и грузовые рейсы, в сегменте деловой авиации наблюдался заметный спад активности после начала пандемии. В этот период почти все коммерческие авиакомпании приостановили или сократили свои рейсы в некоторые пункты назначения по всему миру. Поначалу эта ситуация вызвала интерес к частным полетам у большего количества пассажиров, но это не компенсировало вызовы, с которыми в то время сталкивался сегмент бизнес-авиации. Забегая вперед, авиационные эксперты прогнозируют рост активности деловой авиации в 2023 году, несмотря на неопределенность и волатильность, наблюдавшиеся в этом сегменте в последние два квартала 2022 года.

«По мере того, как мы приближаемся к концу первого и второму кварталам 2023 года, рынок должен поддерживать более высокий спрос на услуги и активность деловой авиации по сравнению с предыдущим годом», — заявила генеральный директор литовского оператора KlasJet Рита Домкуте.

Текущие прогнозы показывают, что в 2023 году сегмент частных самолетов вернется к годовому темпу роста рынка примерно на 5–10% по сравнению с активностью до пандемии.

Несмотря на обнадеживающие перспективы возможного бума спроса на бизнес-джеты, рецессия, наблюдаемая во многих странах, особенно в европейском регионе, может привести в 2023 году к неожиданному спаду рынка. Тем не менее, бизнес-авиация в Европе и других частях мира, включая Северную Америку, выглядит более устойчивой и обнадеживающей, с низким или умеренным снижением по сравнению с прошлогодними данными.

Результаты исследований авиационного рынка показывают, что более 94% пассажиров, пришедших в бизнес-авиацию во время пандемии, продолжают летать частными рейсами, в первую очередь из-за удобства, гибкости, уровня персонализации и других преимуществ, которые предлагает эта среда. Хотя спрос на регулярные рейсы на частных самолетах за последние два года снизился с 57% в 2021 году до 40% в 2022 году, очевидно, что этот авиационный сегмент становится все более демократичным, о чем свидетельствует большое количество «ковидных пассажиров», которые продолжили пользоваться частными авиаперевозками.

Многие знаменитости, видные бизнесмены и правительственные чиновники пострадали из-за чрезмерного использования частных самолетов для коротких поездок. В отчете европейской организации чистого транспорта Transport & Environment (T&E) частные полеты названы одним из основных источников загрязнения окружающей среды. В среднем частные самолеты вносят более чем в 14 раз больший вклад в загрязнение окружающей среды на одного пассажира по сравнению с коммерческими авиалайнерами. Кроме того, на частные самолеты приходится более 50% выбросов в окружающую среду по сравнению с поездами, что указывает на их неблагоприятный вклад в глобальную повестку в области устойчивого развития по смягчению последствий изменения климата.

Интригующим вопросом является то, насколько чувствительными стали операторы, и какова их реакция на растущую критику и порицание частных пассажиров. В 2022 году и в начале 2023 года известные бизнесмены, олигархи и знаменитости, такие как Илон Маск, Бернар Арно, Тейлор Свифт и Дрейк, выразили свою озабоченность проблемами конфиденциальности после того, как узнали, что некоторые пользователи социальных сетей отслеживают их частные рейсы и высказывают критические опасения по поводу их вклада в увеличение выбросов. Учитывая текущую тенденцию к нападкам на бизнес-джеты и растущую критику частных полетов, существует высокая вероятность того, что рынок бизнес-авиации может потерять часть своей клиентуры, поскольку все больше пассажиров изучают другие варианты путешествий в замен полного владения частным самолетом, включая одноразовые чартерные рейсы по запросу, совместное использование частных самолетов, долевую собственность и карточные программы.

Ввиду таких неблагоприятных перспектив деловая авиация должна обосновать свою позицию и текущие усилия по снижению своего вклада в загрязнение окружающей среды. Хотя многие операторы могут считать это рискованным и беспочвенным занятием, сегмент частной авиации выиграет от целенаправленных инвестиций в авиационные инновации через проекты «зеленых самолетов» и другие инициативы в области устойчивого развития. Таким образом, ускорение инноваций и реализация проектов устойчивого развития для минимизации выбросов в сегменте частной авиации являются центральными проблемами, которые производители самолетов, такие как Boeing и Gulfstream, должны решить в 2023 году.

«Компании деловой авиации будут продолжать сталкиваться с неопределенностью, прогнозируя постоянно меняющийся рыночный спрос со стороны частных авиапассажиров в этом году», — утверждает генеральный директор KlasJet Рита Домкуте.

Ожидается, что меняющаяся глобальная экономическая среда может значительно повлиять на спрос на частные самолеты во многих странах мира. Тем не менее, клиенты бизнес-авиации, вероятно, перейдут на другие варианты поездок, что может значительно повлиять на активность деловых поездок и общую прибыль для ведущих игроков в отрасли. Кроме того, все больше клиентов могут склоняться к другим вариантам авиаперелетов, включая членство в карточных программах, чартерные рейсы и долевые программы, учитывая их растущую популярность, гибкость, доступность и другие предполагаемые преимущества в качестве устойчивых альтернатив полному владению частного самолета.