Спустя почти шесть месяцев после исследования вторичного рынка бизнес-джетов, консалтинговая компания ALTEA проанализировала свой прогноз.
Партнер ALTEA, Жан Семирамот, резюмирует ожидания команды в преддверии выставки EBACE 2023: «Мы не можем дождаться, чтобы попасть туда и оценить настроение ключевых игроков отрасли. Это также хорошее время, чтобы оглянуться на тенденции, которые мы прогнозировали шесть месяцев назад, и объективно подумать, были ли мы правы и где мы могли ошибаться».
«Еще в декабре 2022 года команда ALTEA обобщила ряд наблюдений, подкрепленных отраслевыми данными и собственными исследованиями:
- Мы заявили, что «предварительные данные свидетельствуют о том, что в 2022 году будет примерно на 15–20% меньше сделок с подержанными бизнес-джетами, чем в 2021 году». Тем временем были опубликованы консолидированные данные за декабрь 2022 г., которые показали, что в 2022 г. было заключено в общей сложности 3560 сделок с подержанными бизнес-джетами, что почти на 14% меньше, чем в 2021 г. Это почти соответствует нашим ожиданиям, хотя наши прогнозы были немного более консервативными.
- Мы ожидали, что «на рынке появится больше подержанных бизнес-джетов», и это явно произошло. Согласно данным JETNET, при более чем 1175 самолетов, доступных на конец декабря 2022 года, глобальный запас бизнес-джетов на вторичном рынке на конец апреля 2023 года увеличился до 1325 самолетов. Не резкий скачек, а скорее медленный, но устойчивый рост. В отсутствие каких-либо существенных изменений в основных факторах, за исключением дальнейших экономических потрясений, которые могут возникнуть в банковском секторе, мы полагаем, что в настоящее время эта тенденция сохранится.
- Мы заявили, что «некоторые из новичков в бизнес-авиации могут сократить свои расходы и вернуться в авиакомпании, поскольку восстанавливается уровень обслуживания до показателей, предшествующих COVID, или даже выше». Справедливости ради, возможно, еще слишком рано делать вывод, так ли это или нет. Однако недавние отчеты указывают на небольшое снижение активности бизнес-джетов во всем мире в течение первых четырех месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года. Таким образом, в дальнейшем будет интересно внимательно изучить активность бизнес-джетов в каждом регионе.
- Мы ожидали, что «среднее время экспозиции на рынке [вырастет] и больше продавцов [снизят] запрашиваемые цены». По данным JETNET, среднее время экспозиции выросло с 291 дня в конце декабря 2022 года до 320 к концу апреля 2023 года. Что касается запрашиваемых цен, хотя мы наблюдаем большее снижение цен по сравнению с прошлым годом, средняя запрашиваемая цена на подержанные бизнес-джеты в целом продолжает расти, но более низкими темпами; с нашей точки зрения, это четкое указание на то, что рынок нормализуется и движется к равновесию».
По словам Семирамота, в целом – как и ожидалось, но без явного перехода к рынку покупателя – наблюдается небольшой сдвиг, в результате чего рыночные условия немного меньше благоприятствуют продавцам. В этой «новой норме» все больше покупателей уделяют повышенное внимание состоянию самолетов и таким вопросам, как история повреждений, полнота записей, осмотр перед покупкой и условия поставки.
«Продавцам рекомендуется привлекать специалистов по оценке, прежде чем выставлять самолеты на продажу; и финансистов, чтобы снизить подверженность риску или просто отслеживать тенденции стоимости самолетов, чтобы они могли принимать обоснованные решения. Мы работаем с несколькими владельцами и финансовыми учреждениями, чтобы дать реалистичную оценку стоимости их самолетов в преобладающих рыночных условиях; и помочь им распознать проблемы и опасения, на которые, вероятно, укажут потенциальные покупатели, что в конечном итоге может помешать успешной перепродаже».
Итак, что может произойти в ближайшее время? Команда ALTEA предполагает, что одной из областей, за которой стоит следить, является сегмент сверхдальних перевозок и, в частности, семейство самолетов Gulfstream. Компания Gulfstream в ближайшее время рассчитывает начать поставки своего нового флагмана G700.
По словам партнера ALTEA Эндрю Батлера, «если производитель сможет выполнять поставки в соответствии с планом и с ожидаемыми объемами, тогда мы можем увидеть увеличение доступности как G550, так и G650/ER, а цены начнут падать. В то время как запасы обоих типов были относительно стабильными в течение последних шести месяцев — спрос остается высоким — согласованные усилия по поставке самолетов G700 (учитывая задержки сертификации) могут привести к изменениям в этом сегменте. Мы помним, что количество самолетов G550, поступающих на рынок, увеличилось после того, как поставки G650 начались всерьез (увеличение доступности более чем на 300%), поэтому мы можем снова увидеть подобное явление на рынке — на этот раз потенциально затрагивающее типы G650/ER».
«Мы все знаем, что владельцы Gulfstream проявляют большую лояльность к линейке продуктов, поэтому, когда они получат свой новый G700, многие потенциально могут захотеть избавиться от своей существующей машины с минимальной задержкой. Конечно, это ведет к неизбежному падению запрашиваемых цен», - заключил он.