По словам Ричарда Абулафиа, управляющего директора AeroDynamic Advisory, несмотря на неоднозначность рыночных сигналов, самыми большими препятствиями для роста в текущем состоянии рынка частной авиации являются недостаточное количество новых самолетов и инноваций, а не спрос.
«Причина, по которой мы находимся на этом плато, вместо того чтобы наслаждаться бумом, на самом деле заключается в поставках», - сказал Абулафиа. Выступая на заседании Международной ассоциации авиадилеров в Ла-Хойе, штат Калифорния, он привел более полудюжины макроэкономических и рыночных показателей, которые, по его словам, должны обеспечить благоприятные результаты.
В качестве причин для оптимизма Абулафиа назвал прибыль корпораций, укрепление фондовых рынков и рост цен на нефть. Он сказал, что, хотя резкий рост цен на топливо негативно сказывается на доходах авиакомпаний, но в отношении частных самолетов «многие конечные пользователи получают выгоду от этого роста».
С точки зрения отрасли, он сослался на очень большое количество заказов на новые бизнес-джеты, ограничения на поставки, все еще напряженный вторичный рынок с высокими ценами на подержанные самолеты и уровень использования, который быстро восстановился после первоначальной остановки из-за Covid. В результате «начальная проблема заключается в предложении, а не в спросе».
«Активность бизнес-джетов продолжает нормализоваться, более чем на 10% превысив уровень 2019 года. Доступность подержанных самолетов остается чуть выше рекордно низкого уровня, но тенденция к нормализации продолжается», - сказал он.
Абулафиа сказал, что сейчас больше потенциала роста, чем спада. Однако перспективы не совсем ясны. «Авиакомпании и провайдеры ТОиР по-прежнему сталкиваются с высокими ценами на материалы, которые могут сохраниться», - сказал он. Также продолжается рост цен на рабочую силу и сырье.
После финансового кризиса 2008 года производители стали чрезмерно сосредоточены на сегменте продукции высокого класса, в котором вызывают беспокойство избыточные производственные мощности. Абулафиа указал на первое десятилетие этого столетия, когда единственными частными самолетами в категории стоимостью более $50 млн были VIP-лайнеры Boeing и Airbus, а сейчас в этой категории конкурируют Gulfstream, Bombardier и Dassault.
За исключением Embraer Phenom 300 и Cirrus Vision Jet, которые, по его словам, в большей степени ориентированы на владельца-пилота, крупнейшие производители не разработали готовых продуктов начального уровня. «Легкий и средний сегмент практически остался на том же уровне, что и в 2008 году», - сказал он.
Генеральный директор Textron Aviation Рон Дрейпер во многом поддержал комментарий Абулафиа. Он отметил почти рекордно низкий уровень запасов «свежих» поддержанных самолетов. Дрейпер подчеркнул важность долевого рынка, указав на самолеты NetJets с большим количеством клиентов и сказав: «Когда они продают, мы продаем».
Дрейпер сказал, что Textron работает над обновлениями по всем направлениям (включая Ascend – следующее поколение XLS с плоским полом в салоне). Однако производитель ограничится одним проектом с чистого листа. На данный момент это Denali, который должен составить конкуренцию Pilatus PC-12. Хотя цепочки поставок совершенствуются, по словам Дрейпера, по-прежнему ощущается нехватка квалифицированных рабочих, способных превращать сырье в компоненты.
По словам Рубена Кемпенира, президента Aviation International News, корпоративный спрос со стороны компаний, у которых есть собственные самолеты, поможет поддерживать долевые и чартерные программы.
В своем последнем обзоре рынка IADA сообщило: «По состоянию на конец первого квартала 2024 года рынок подержанных деловых самолетов объективно здоров, и имеются многочисленные признаки восстановления баланса после резкого роста продаж в 2021 году до середины 2022 года». Однако в некоторых сегментах может возникнуть серьезная турбулентность».
Рассматривая рынок воздушных судов eVTOL и полетов следующего поколения, Абулафиа сказал: «Это будет не очень хорошо». По его оценке, из более чем 250 участников лишь немногие смогут дойти до конца. Абулафиа сказал, что это «один из самых запутанных рыночных циклов, которые я когда-либо видел».