Опрос JetNet выявил неуверенность в отрасли бизнес-авиации

Последний квартальный опрос JetNet показывает растущую неопределенность и пессимизм в отрасли деловой авиации. Выступая на ежегодном саммите JetNet iQ, Роллан Винсент, основоположник опроса iQ и глава Rolland Vincent Associates, отметил, что в опросе за третий квартал почти 60% из 400 респондентов указали, что, по их мнению, отрасль еще не достигла низшей точки текущего делового цикла, что почти в два раза превышает число тех, кто считает, что экономика находится на подъеме.

В США – крупнейшем в мире рынке деловой авиации – оптимизм отрасли достиг самой низкой точки с момента первоначального всплеска заболеваемости Covid в 2020 году, с небольшими различиями среди сегментов операторов воздушных судов. «Мы находимся в немного странном месте», - сказал Винсент. «Частично это связано с геополитической напряженностью, неопределенностью президентских выборов, изменениями процентных ставок, инфляцией, всеми этими вещами и просто общей напряженностью вокруг богатства. Я думаю, это связано с проблемами богатых и бедных, которые мы снова наблюдаем в нашем обществе».

Тем не менее, несмотря на этот краткосрочный пессимизм, респонденты указали, что в течение следующих 5-10 лет половина из них ожидает увеличения использования своих самолетов, а 46% планируют расширить свой текущий авиапарк.

Хотя ВВП США продолжает расти, трафик самолетов деловой авиации в США сократился с пикового значения в 5,4 млн рейсов в 2022 году до уровня чуть более 5 млн рейсов в последние два года, в то время как флот деловой авиации США за последние три года превысил 15000 самолетов.

Практически во всех сегментах вторичного рынка продолжается рост запасов, за исключением больших сверхдальних бизнес-джетов, доля которых стабилизировалась на уровне примерно 6,4% от общего парка, и персональных джетов, доля которых в августе снизилась до 7,2%.

Винсент отметил продолжающуюся стабилизацию на рынке подержанных самолетов, поскольку впервые за несколько лет на рынке начали появляться «свежие» самолеты. «Рынок движется и нормализуется до семи-восьми процентов парка», - сказал он. «Мы хотим начать видеть подобные цифры, потому что с двухлетними портфелями заказов на новые джеты [подержанные самолеты] – это еще один способ привлечь людей в отрасль».

Хотя производители хорошо контролировали цены в условиях роста издержек, например, на материалы и рабочую силу, Винсент ожидает роста стоимости. «Нам придется следить за этим, потому что мы можем подняться только до определенного предела, прежде чем увидим падение спроса».

В настоящее время рынок деловых самолетов сохраняет объем заказов в размере $51 млрд. Соотношение заказов к поставкам снижается с максимумов после Covid до более обычного 1:1. «В последние пару лет мы были в действительно хорошем положении с точки зрения производства, принимая больше заказов и заполняя портфель», - объяснил Винсент. «Теперь нам нужно выполнять поставки; превратить это в деньги – сложная задача».

JetNet прогнозирует, что 2024 год завершится поставкой 808 бизнес-джетов, а в своем последнем отраслевом прогнозе компания предполагает, что в течение следующего десятилетия будет поставлено 8644 новых бизнес-джета стоимостью $262 млрд. Это представляет собой снижение на 40 самолетов по сравнению с прошлогодним прогнозом. Из этого общего числа сегменты легких и больших сверхдальних самолетов составляют наибольшую долю – 22,6% и 22,2% соответственно. Прогноз также предполагает в течение следующих 10 лет вывод из эксплуатации почти 4000 джетов.

Для рынка турбовинтовых самолетов 10-летний прогноз предусматривает поставку 4332 самолетов (почти 10% из них — двухдвигательные) на сумму $25 млрд, учитывая вывод из эксплуатации почти 3500 воздушных судов.