Согласно предварительным рыночным индикаторам, отслеживаемым WingX, траектория деловой авиации, в основном восходящая, может замедлится из-за опасений рецессии, распространяющихся на запад через Атлантику в Северную Америку. Во вторник на ежегодной конференции Британской ассоциации деловой авиации и АОН (BBGA) управляющий директор WingX Ричард Кое предупредил, что в отрасли вскоре может быть задействовано больше самолетов, чем может позволить уровень спроса.
«Средний налет на самолет в настоящее время составляет от 60 до 65 часов в месяц», — сообщил он. «Но мы начинаем видеть небольшое расхождение между количеством самолетов, поступающих на рынок, и уровнем активности, и сейчас есть опасения по поводу потенциальной рецессии в США, и рынок чартерных перевозок – это то, где мы в первую очередь увидим разворот».
Также во вторник авиационная консалтинговая группа Altea дала понять, что рынок, возможно, достиг высшей точки, предсказав падение стоимости подержанных самолетов в этом году. «Например, в 2024 году запрашиваемые цены на дальние крупногабаритные джеты упали в среднем на 8%», - сказал партнер Altea Эндрю Батлер. «Если этот год пойдет по той же траектории, отрасль бизнес-джетов может оказаться в ситуации, какой она была в 2010 году после финансового кризиса».
После президентских выборов в ноябре американская отрасль находилась в режиме сильного роста, укрепляя доминирующее положение страны, которая по большинству показателей занимает примерно две трети мирового рынка. Но Кое указал на потери на фондовом рынке на этой неделе и опасения бизнеса по поводу влияния тарифов США как на потенциальные факторы, влияющие на спрос в деловой авиации.
Данные WingX по активности бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов за январь и февраль показали, что в Северной Америке сохранился рост на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Напротив, в Европе наблюдался спад на 0,6%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Австралазии трафик остался на прежнем уровне, в то время как в Латинской Америке рост составил 5,7%, в Африке – 6,1%, а на Ближнем Востоке – 0,2%.
По словам Кое, январь стал самым загруженным месяцем за всю историю наблюдений компании, а общий объем полетов деловой авиации во всем мире увеличился на 35% по сравнению с допандемийным 2019 годом. В рамках общих показателей активность чартерных перевозок по Part 135 выросла медленнее – на 20% за этот период.
Колебания на европейском рынке
В Европе WingX наблюдает значительные колебания рыночной конъюнктуры. «Великобритания была относительно более сильным рынком с ростом в 4%, но Центральная и Восточная Европа рухнули из-за обвала там российского спроса», - объяснил Кое. «Но наблюдался значительный рост [летной активности] в Турции и юго-восточной Европе из-за российского присутствия, а южная Европа вокруг Средиземноморья пережила трансформирующий рост».
В целом сектор деловой авиации Европы снизился в постководную эпоху. Германия понесла наибольший урон, упав на 18%, в то время как Италия и Испания зафиксировали рост почти на 30%.
Сравнивая операционные модели, данные WingX показывают, что на управление воздушными судами приходится наибольшая доля летной активности, при этом долевое владение демонстрирует самый высокий рост – но 59% с 2019 года. «[Напротив], корпоративные летные отделы показывают слабость и сокращаются», - сказал Кое.
Долевое владение увеличилось на 12,2% в период с 2019 по 2024 год, а с начала 2024 года – на 16,2%. За те же периоды корпоративный флот сократился на 3,8% и 9,1% соответственно. Управляемые самолеты показали рост на 5,7% в период с 2019 по 2024 год, в то время как частные самолеты увеличились на 5,7%, а чартерные – всего на 0,1%.
Данные WingX за последние шесть лет показывают, что сектор суперлегких джетов в Европе вырос на 30,9%, а суперсредних – на 39,4%. За тот же период бизнес-лайнеры, тяжелые, средние и бизнес-джеты начального уровня показали двузначный спад. Кое указал, что в этом году наибольшим спросом пользовались Embraer Phenom 300, Pilatus PC-24, Cessna Citation Latitude и Bombardier Challenger 300/350.