Региональной авиации не хватает связи с землёй

Малые аэропорты предлагается отдать авиаперевозчикам в операционное управление. Такая инициатива прозвучала на сессии «Авиация Дальнего Востока: сценарии развития», организованной в рамках ВЭФ-2025.

Как достичь роста

На Дальнем Востоке предполагается увеличить пассажиропоток на воздушном транспорте до 4-5 млн пассажиров в год.

Информацию подтвердил главный авиаперевозчик региона - компания «Аврора», на базе которой объединены несколько локальных авиапредприятий. По словам её гендиректора Константина Сухоребрика, цель амбициозна - увеличить перевозки пассажиров почти вдвое, с нынешних 2,6 до 5 млн в годовом выражении.

Безусловно, часть роста - примерно 40% - придется на небольшие аэродромы и посадочные площадки, оценивает партнер Arthur Consulting Игорь Кустарин. Однако многие из них требуют реконструкции, восстановления.

В настоящее время такой аэродромной инфраструктурой на Дальнем Востоке, как правило, управляют федеральные казённые предприятия либо сами регионы и муниципалитеты. Зачастую там плохое оборудование, отсутствует какой-либо нормальный сервис, нет гостиниц и просто кафе.

Но главное, регламенты работы таких аэродромов бывают не согласованы с авиаперевозчиками. Несколько дней подряд из-за непогоды не мог вылететь самолет в Северо-Курильск, когда же установились нормальные метеоусловия, оказалось, что у аэропорта выходной, привел пример К. Сухоребрик.

Взять аэропорты под крыло

По мнению менеджера, нужны иные подходы к системе управления инфраструктурой. В этой связи рационально передать под эгиду авиакомпаний аэропортовую сеть.

«Нам не надо отдавать аэропорты, мы говорим, дайте нам управление этой инфраструктурой. Она должна оставаться государственной. Заключите с нами контракт на управление вашей инфраструктурой, и она будет работать именно под единого дальневосточного регионального перевозчика», - пояснил гендиректор «Авроры».

Это, кстати, улучшит экономику перевозчика, поскольку в данном случае произойдет обнуление аэропортовых сборов, ставки которых, по выражению К. Сухоребрика, космические.

В то же время расчётов, которые говорили бы сегодня в пользу данного предложения, а также модели перехода малых аэропортов в оперирование авиакомпаниям, исходя из действующего законодательства, пока нет, уточнил руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.

«Нужно понимать, что эти федеральные казенные предприятия появились только потому, что их никто не хотел брать и не видел никакой экономики у данных аэродромов. И тогда государством было принято решение создать 7 ФКП, в структуре которых у нас 82 аэродрома», - сказал глава Росавиации, добавив, что доходы и субсидии по этим аэропортам распределяются примерно 50/50.

Как построить быстро

Планы развития маршрутной сети должны опираться на самые современные технологические решения. До 2030 года в ДФО предполагается провести капитальный ремонт, построить легковозводимые аэровокзальные комплексы в 33 аэродромах, сообщил Д. Ядров.

В настоящее время есть технологии, позволяющие возводить объекты аэропортовой инфраструктуры за короткий срок. «На возведение мы можем затратить недели, не годы и даже не месяцы. И такие примеры есть», - рассказал руководитель группы компаний «Алюмс» Алексей Лаукарт.

Это возможно, если реализовать основной принцип - компактное сооружение в полной заводской готовности, которое привозится и собирается на месте.

«Это не просто два контейнера, а полноценные здания, сооружения», - заверил А. Лаукарт.

Объекты, строящиеся из современных материалов, при этом задумываются как малообслуживаемые. Состояние сооружений будет оцениваться системой мониторинга.

«В труднодоступных районах содержать высококлассных специалистов дорого, а подчас невозможно», - обратил внимание эксперт.

Источник: РЖД-партнер