JetNet прогнозирует поставку 9700 бизнес-джетов до 2034 года

Учитывая, что объем заказов производителей деловых самолётов стабилизировался на уровне $55 млрд, а рыночный оптимизм в третьем квартале резко возрос, последний рыночный прогноз JetNet IQ значительно повышает ожидания на ближайшие 10 лет, согласно которому до 2034 года будет поставлено 9700 самолётов стоимостью $335 млрд. В прошлогоднем докладе компания прогнозировала поставку 8644 бизнес-джетов на сумму $262 млрд до 2033 года.

На саммите JetNet IQ 2025 в Вашингтоне, округ Колумбия, создатель JetNet IQ Роллан Винсент опубликовал прогноз на 10 лет и результаты опроса за третий квартал. «Мы ожидаем, что объём заказов составит $55 млрд, и это займет пару лет работы. Есть ли у нас проблема со спросом в нашей отрасли? Нет. У нас проблема с поставками. У нас проблема с рабочей силой. Но это то, что мы называем хорошими проблемами».

По прогнозам JetNet, на крупноразмерные сверхдальние самолёты будет приходиться почти половина, 49,4%, долларовой стоимости, но пока только 22,5% в количественном отношении. По объёму поставок лёгкие джеты займут 19,5% рынка, за ними последуют суперсредние самолёты (17,1%). Несмотря на это, по словам Винсента, в последние годы наибольший рост портфеля заказов пришелся на средние и лёгкие бизнес-джеты.

В целом, ожидается, что в течение следующих 10 лет парк бизнес-джетов будет увеличиваться со среднегодовым темпом 2,15% и к 2035 году достигнет 30400 самолётов. Что касается турбовинтовых самолётов, то прогноз более сдержанный: ожидаемый среднегодовой прирост составит 0,28%, а объём поставок до 2034 года составит 4100 воздушных судов, 88,5% из которых – это однодвигательные модели. Объём продаж за это время достигнет $24 млрд.

В 2025 году JetNet ожидает поставку 825 новых бизнес-джетов, что на 8% больше, чем в прошлом году, и 365 новых турбовинтовых самолётов, что на 5% меньше. Это связано с тем, что производители уже около двух лет не могут нарастить производство из-за ограничений в цепочках поставок, медленной сертификации и нехватки рабочей силы. По этой причине JetNet считает, что поставки увеличатся ещё больше во второй половине прогнозируемого периода, сказал Винсент. «Это также следует за недавним введением 100%-ного возмещения расходов на деловые воздушные суда — так называемого амортизационного бонуса. Последний опрос IQ показал, что более половины респондентов заявили, что возвращение налоговых изменений повысит вероятность покупки нового самолёта в ближайшие 12 месяцев».

Что касается общих настроений, то по сравнению с предыдущим кварталом изменения были заметны. Во втором квартале 51,9% респондентов были настроены пессимистично в отношении текущих рыночных условий для бизнес-авиации, в то время как только 34,4% полагали, что рынок преодолел минимальную точку; чистый оптимизм составил -17,5%. Однако в третьем квартале чистый оптимизм подскочил до +28,4%. 57,9% респондентов заявили, что рынок преодолел минимальную точку, а 29,5% по-прежнему считают, что он находится на спаде. Показатель чистого оптимизма был на самом высоком уровне с третьего квартала 2022 года.

«Во всех регионах мира наблюдается тенденция к росту оптимизма, «это действительно хороший показатель на конец года», - сказал Винсент. Европа, по его словам, лидирует по росту оптимизма, чему способствуют значительные денежные потоки и тот факт, что многим ещё предстоит открыть для себя бизнес-авиацию.

«Мы наблюдаем несколько ключевых показателей, указывающих на состояние рынка: настроения клиентов, продажи подержанных бизнес-джетов с начала года, количество летающих самолётов, количество невыполненных заказов и улучшение намерений по покупке самолётов, хотя последнее всё ещё остается на несколько низком уровне», — сказал Винсент.

Что касается вторичного рынка, то по состоянию на 31 июля объём сделок с бизнес-джетами вырос на 10% в годовом исчислении, а запасы оставались на прежнем уровне.

Несмотря на оптимистичный прогноз рынка деловой авиации, JetNet предупреждает, что экономический рост на большинстве ключевых рынков замедлился, а геополитические риски остаются высокими. Кроме того, неопределённость в отношении тарифов остается проблемой.

В ходе последнего опроса 43,8% респондентов заявили, что они полностью или в некоторой степени согласны с тем, что неопределённость в отношении тарифов может привести к задержке планов покупок в течение следующего года. Однако этот показатель был немного выше, чем 52,4% в опросе, проведённом во втором квартале.

«Мы убедились в том, что трансатлантической войны у нас нет», — сказал Винсент. «Мы думали, что вот-вот начнется трансатлантическая война, как только появятся непосредственные последствия объявления тарифов, но этого не произошло. Это хорошо. Но у нас есть много геополитических рисков».

Несмотря на это, основные настроения остаются сильными: 64,1% участников опроса полностью согласны с тем, что без бизнес-авиации их компания была бы менее успешной и прибыльной.

В то же время, отвечая на вопрос о возможностях инвестирования в авиационную отрасль, 23,3% респондентов заявили, что вложили бы деньги в ТОиР. За ними последовали FBO (14%). Только 3% заявили, что инвестировали бы в электрические воздушные суда. Кроме того, опрос по-прежнему показывает нежелание использовать экологически чистое авиационное топливо: почти половина, 47,6%, заявили, что они не согласны с тем, что они будут использовать SAF в следующем году. Еще 18,7% затруднились ответить.