В то время как правительство Китая разрабатывает свой 15-й пятилетний план, стартапы страны в области передовые воздушной мобильности завершили лето рядом важных событий, которые, по их словам, позволят продвинуть электрические воздушные суда вертикального взлёта и посадки (eVTOL) к коммерческой эксплуатации.
Генеральный директор Vertaxi Лин Се рассказал, что 2025 год стал годом технической проверки грузового eVTOL M1B, включая испытания конструкции, силовой установки и систем управления полётом. Шанхайский стартап также увеличил портфель заказов, заключив контракт на поставку 100 самолётов с AVIC Leasing на сумму более $140,5 млн.
«Что касается планёра, M1B успешно прошёл статические испытания на нагрузку крыльев, хвостового оперения, пилонов двигателей, а также статические испытания в различных режимах работы двигателей, — пояснил Се. «Что касается силовой установки, система электродвигателей, разработанная совместно с китайскими поставщиками, успешно продемонстрировала свою способность непрерывно обеспечивать как номинальную, так и пиковую мощность, достигая всех проектных показателей и обеспечивая достаточный запас хода. Система управления полётом, разработанная собственными силами компании, прошла программные и аппаратные испытания, что значительно повысило уровень резервирования M1B и обеспечило многочисленные гарантии безопасности в сложных условиях полёта».
Шанхайский стартап Volant Aerotech также продвинул свою программу VE25-100 Skylar, основанную на предварительном заказе на 500 воздушных судов от таиландской компании Pan-Pacific Co. Ltd. на сумму $1,75 млрд. Этот самолёт с одним пилотов, рассчитанный на перевозку пяти пассажиров, как ожидается, будет использоваться для ближнемагистральных перевозок и аварийно-спасательных операций в ряде азиатских стран. Китайская национальная аэротехнологическая международная инжиниринговая корпорация (China National Aero-Technology International Engineering Corporation), дочерняя компания Aviation Industries of China (AVIC), оказывает поддержку в развитии инфраструктуры в рамках государственной мультиконтинентальной инициативы «Один пояс, один путь» (BRI).
В августе Volant укрепила своё присутствие на рынке, заключив с ABC Financial Leasing соглашение о покупке 10 самолётов eVTOL, а также соглашение о намерениях на поставку ещё 110. 1 сентября программа достигла еще одной важной вехи: состоялся первый успешный беспилотный полёт AC101, головного самолёта из опытной партии VE25-100, при поддержке нового инженерного симулятора от BlueSky Civil Aviation Technology. Заместитель генерального директора BlueSky Ван Пэйцин заявил, что симулятор будет дополнительно поддерживать «тестирование интерфейсов отображения, разработку законов управления полётом, проверку взаимодействия человека и машины, системную интеграцию, обучение пилотов и сертификацию лётной годности».
И Vertaxi, и Volant рассматривают рынки Китая и инициативы «Один пояс, один путь», включая Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и Африку, как ключевые для внедрения eVTOL. Лин Се сослался на Boston Consulting Group, отметив, что китайский рынок eVTOL может достичь $41 млрд к 2040 году с годовым объемом продаж около 160000 единиц. На Ближнем Востоке малые и средние дроны eVTOL компании уже работают, демонстрируя эффективность и прокладывая путь для более масштабного применения eVTOL в логистике, экстренных службах и транспорте с экипажем, сказал он.
«Этот регион, будучи центром испытаний высококачественных потребительских товаров и инноваций, имеет высокий уровень «Одобрение новых транспортных решений среди состоятельных людей», — прокомментировал Лин Се. «Кроме того, такие страны, как Саудовская Аравия и ОАЭ, включили экономику малых высот в свои национальные стратегии и активно инвестируют в инфраструктуру».
Что касается внутреннего рынка, Хуан Сяфэй, соучредитель и президент Volant, отметил, что шесть китайских городов, где проводились испытания на малых высотах (Хэфэй, Ханчжоу, Шэньчжэнь, Чэнду, Чунцин и Сучжоу), обладают сильной экономикой, развитой инфраструктурой, инновациями в области авиации и потенциалом. Говоря о возможностях в регионах «Одного пояса, одного пути», он подчеркнул, что китайские компании, занимающиеся разработкой eVTOL, должны сосредоточиться на «дифференцированной адаптации» и «глубоком региональном развитии», чтобы перейти от «соответствия спросу» к «локализованной реализации».
«Мы рассматриваем рынок Юго-Восточной Азии как один из наиболее практичных сценариев применения», — сказал Хуан, добавив, что высокая плотность населения, многочисленные острова и ограниченность наземного транспорта создают высокий спрос ежедневные поездки на короткие расстояния, доставку грузов и экстренные спасательные операции. Он отметил, что частые стихийные бедствия и высокая популярность китайских технологий дополнительно способствуют внедрению eVTOL.
«Ближневосточный рынок также является ключевым направлением», — заявил он, благодаря сильной экономике и относительно открытой политике полётов на малых высотах. «Однако климатические условия Ближнего Востока требуют оптимизированной конструкции воздушных судов, поэтому проникновение на этот рынок может быть не таким быстрым, как в Юго-Восточной Азии».
Как и Vertaxi и Volant, XPeng AeroHT считает рынки «Одного пояса, одного пути» стратегически важными, недавно получив специальное разрешение на полеты в ОАЭ для испытаний пилотируемого X3-F. Компания из Гуанчжоу сотрудничает с Транспортным управлением Рас-эль-Хаймы для прохождения сертификации лётных испытаний и изучения сценариев применения.
В Китае самолёт прошел испытания в условиях высокогорья, высоких температур и зимы, а XPeng AeroHT строит лётные лагеря, включая демонстрационную зону на Хайнане. Однако поставки в 2026 году могут быть затруднены после аварии с двумя X3-F, произошедшей 16 сентября на репетиции авиасалона в Чанчуне.
Компания EHang также расширила свое присутствие в рамках инициативы «Один пояс, один путь», недавно включив в свою партнерскую сеть столицу Руанды Кигали, что позволило расширить присутствие компании в 21 стране мира. В июне EH216-S провел публичный испытательный полет в Абу-Даби совместно с партнером из ОАЭ, компанией Multi Level Group, а в августе EH216-L совершил первый грузовой рейс в Японии в городе Судзу, префектура Исикава.
В Японии прошло уже почти два года с тех пор, как EH216-S стал первой в мире моделью eVTOL, получившей сертификат типа. Этот двухместный автономный летательный аппарат сейчас часто используется для экскурсионных полетов, и к нему присоединится пассажирский самолёт eVTOL нового поколения VT35, предназначенный для междугородних, морских и горных перевозок.
Этим летом компания AutoFlight объявила о сотрудничестве с авиационными властями Сингапура и ОАЭ, которые будут развивать реальные условия эксплуатации с помощью своего eVTOL V2000CG CarryAll. В июне двухтонный пожарный вариант стал первым eVTOL такого класса, выбранным для национальных учений по ликвидации последствий стихийных бедствий в провинции Хэйлунцзян. В следующем месяце V2000CG получил сертификат лётной годности и был передан авиационному оператору Heli Intelligence для поддержки грузовых перевозок. В июле два воздушных судна также приняли участие в спасательных операциях на реке в Ухане.
Импульс AutoFlight продолжился и в августе: V2000CG совершил свой первый логистический полёт на суше совместно с China National Offshore Oil Corporation и CITIC Offshore Helicopter. В рамках программы также в течение двух недель проводились испытания на ветроустойчивость в комплексной экспериментальной зоне Пинтань в провинции Фуцзянь, в ходе которых было выполнено более 20 полётов при силе ветра 7 баллов.
18 сентября компания объявила о создании первого междугороднего беспилотного сельскохозяйственного маловысотного грузового коридора, совершив 160-километровый грузовой рейс в провинции Аньхой, в ходе которого было перевезено около 200 кг груза.
Шанхайская компания TCab Tech также провела удачное лето, объявив о сделке на $1 млрд с компанией Autocraft из ОАЭ на поставку 350 пятиместных eVTOL E20 для использования на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В августе компания заложила фундамент интеллектуальной производственной базы площадью 48500 кв.м. стоимостью $140 млн. в Уху, провинция Аньхой, которая должна открыться в 2026 году. Она будет оснащена двумя сборочными линиями E20, способными выпускать 200 самолётов в год, что станет ключевым шагом на пути к выполнению соглашения с ОАЭ. В марте TCab завершила программу проверки конструкции перед первым испытательным полётом с экипажем, который состоится в конце этого года.
Нанкинская компания EVT Aeronautics также вышла на рынок Ближнего Востока благодаря недавнему совместному предприятию с Robo.ai Inc. из ОАЭ. Новая дубайская компания RoVTOL сосредоточится на трёх основных направлениях: глобальных продажах eVTOL, локализованной сборке в ОАЭ и построении международной сети продаж. Линейка продукции EVT включает одноместный ET1, двухместный ET2, полностью электрический ET3-e с большой продолжительностью полёта, водородно-литиевый гибридный ET3-h и пятиместный ET9, а также модификации, такие как грузовой вариант ET9C.
Лин Се из Vertaxi отметил, что ни в Китае, ни за рубежом в настоящее время нет мировых прецедентов широкомасштабного применения пилотируемых пассажирских eVTOL. По его мнению, предстоит ещё многое сделать — от сертификации безопасности и лётной годности до технологических прорывов и инфраструктуры для полётов на малых высотах.
Хуанг из Volant поддержал этот вывод, подчеркнув, что для обеспечения надежности коммерческих операций потребуются достижения в области технологий аккумуляторных батарей, систем автономного полёта, нормативно-правовой базы и общественного признания.
Источник: AIN