В отчёте Carbon Tracker отмечается минимальная роль SAF в сокращении выбросов

Согласно новому отчёту, опубликованному компанией Carbon Tracker, экологически чистое авиационное топливо (SAF) до 2030 года внесёт лишь незначительный вклад в сокращение выбросов от авиаперевозок. В отчёте «Fuel Disclosure» британского независимого финансового аналитического центра сделан вывод о том, что альтернативы jet-A «вряд ли существенно повлияют» на выбросы в этом десятилетии.

Аналитики группы пришли к выводу, что высокие затраты и ограниченность сырья снизят эффективность SAF. «Даже если все существующие, разрабатываемые и объявленные проекты будут работать на полную мощность, производство SAF обеспечит лишь около 5% мирового спроса на авиатопливо и покроет менее половины ожидаемого роста общего потребления авиатоплива», — заключили в Carbon Tracker.

Помимо высоких производственных и дистрибьюторских расходов для SAF, в отчете говорится, что предполагаемые технологические, сырьевые и политические риски сдерживают финансирование сектора, который в отчёте характеризуется как «со слабой банковской привлекательностью». К другим факторам, препятствующим прогрессу, относятся неопределённость в сфере регулирования, конкуренция за сырьё с другими секторами и неопределённость относительно объёмов закупок SAF операторами, что приводит к неопределённости доходов производителей.

«Помимо высоких затрат, нерешительности покупателей и финансовых ограничений, большинство альтернативных видов реактивного топлива также обременены рядом экологических недостатков», — прокомментировал Саидрасул Ашрафханов, ведущий автор доклада. «Возможно, когда-нибудь эти виды топлива сыграют более важную роль в декарбонизации авиации, но бремя доказательств лежит на отрасли: она должна доказать, что может найти путь к созданию альтернативного реактивного топлива, которое будет одновременно экологичным, доступным и осуществимым».

Carbon Tracker призывает компании «правильно оценить» роль SAF в своём бизнесе, отдавая приоритет «путям с надежной реализацией принципов устойчивого развития и более чёткими траекториями затрат», избегая при этом «вариантов со слабыми показателями жизненного цикла или материальными рисками/рисками продовольственной безопасности». Компания утверждает, что для рейсов протяженностью менее 500 км (270 морских миль) приоритет следует отдать инвестициям в аккумуляторные, водородно-электрические и гибридно-электрические воздушные суда.

Специалисты по устойчивому развитию, такие как 4Air, стремятся помочь операторам воздушных судов, аэропортам и другим заинтересованным сторонам в реализации различных направлений декарбонизации. По данным 4Air, помимо SAF, эти меры будут включать компенсацию выбросов углерода, внедрение новых технологий в области разработки воздушных судов и двигателей (обновление парка и электрификация), а также улучшение инфраструктуры и повышение эксплуатационной эффективности (включая управление воздушным движением).