Сегодня не только среди профессионалов, но и в обществе развернулась бурная дискуссия о допустимом возрасте вертолетчиков. Действительно, до какого возраста может летать вертолетчик? На этот счет существует множество мнений, позволю себе привести два из них.
Сегодня не только среди профессионалов, но и в обществе развернулась бурная дискуссия о допустимом возрасте вертолетчиков. Действительно, до какого возраста может летать вертолетчик? На этот счет существует множество мнений, позволю себе привести два из них.
Первое мнение: существующие ограничения не нужно менять. Возраст 50 лет выбран, исходя из опыта восстановления на летной работе летных специалистов, после прохождения ими специальных тестов, в том числе психологического отбора. Ведь с возрастом теряется способность концентрироваться, удерживая в памяти какой-то объем уже загруженной за единицу времени информации. Каждый может это оценить по себе, управляя автомобилем сейчас и вспоминая, как управлял им лет десять назад. Постоянное напряжение мозга, как зарядка, держало его в полной боевой готовности. Несомненно, любой летавший после сколь угодно долгого перерыва и запустит и взлетит. Но, кроме этого, есть еще потребность в обработке огромного количества информации и адекватного реагирования на нее, что не всем удается быстро восстановить после перерыва. А поскольку летная работа сейчас подразумевает выполнение сложных элементов, то возникший перерыв в работе и недостаток времени для восстановления навыков может привести к непоправимому. Каждый из нас, восстанавливаясь на летной работе, должен серьезно оценивать свое теперешнее психофизическое состояние и отдавать себе трезвый и правдивый отчет, прогнозируя свое летное будущее.
А вот противоположное мнение. В жизни возраст сказывается, когда мозги и тело начинают работать несогласованно. Кажется, что успеешь добежать до автобуса, но он ушел, а ты на месте. Однако в полете на первое место выходят постоянные тактические решения (сбор данных, анализ, поиск взаимосвязей…). Чем больше человек летает, тем быстрее он принимает решения. Опытный летчик всегда быстро принимает решения.
А что такое летный опыт? Летная работа сводится к решению задачи, которое состоит из отдельных элементов. Летчик связывает эти отдельные элементы в единое целое. Чем опытнее, тем более крупными элементами (блоками) он мыслит, тем больше у него остается времени на принятие решения. Быстрое принятие решений высвобождает время на импровизацию. У опытного пилота несколько планов выполнения полета (на различные случаи), которые он создает, импровизируя образами. Возраст – это накопление образов. У неопытного пилота любая задачка вызывает «кипение мозгов». Для опытного мозга она решается легче. Пилот вполне может справляться со своей работой в возрастных пределах от 50 до 65 лет. Что касается утомляемости, летчик лучше себя чувствует в полете. В воздухе он отдыхает. Замечено, что во время морских экспедиций на авианесущих кораблях на третий месяц наступает такая усталость от судна, что ни есть, ни спать не возможно. Единственным спасением становятся полеты.
Как видите, дискуссия упирается в оценку возрастных возможностей пилота. Что самое важное – эта тема выходит за пределы потребностей одной авиации. Люди разных профессий, требующих специальной подготовки и физической формы, сталкиваются с возрастными ограничениями, подчас доходящими до возрастного шовинизма. Переоценка предела возрастных возможностей может стать хорошей новостью для целой армии зрелых профессионалов. Человек, остающийся в профессии многие годы, дольше живет. Но дело не только в этом: эта переоценка способствует изменению общественного взгляда на профессионалов в возрасте. До такой степени, что ряд сохраняющихся возрастных ограничений начинают восприниматься как ущемление прав личности.
В США Федеральная авиационная администрация (ФАА) одобрила закон, разрешающий пилотом летать до 65-летнего возраста («Правило 60 лет» работало с 1959 года). Чтобы сохранить наиболее опытных пилотов Конгрессу пришлось проделать очень большую и длительную работу. Сегодня по закону на местных авиалиниях могут совершать полет оба пилота ВС, чей возраст до 65 лет, на международных линиях один из пилотов может быть до 65 лет, другой до 60 лет, в соответствии со стандартом ИКАО ноября 2006 года. Пока закон вступает в силу, у авиационных компаний есть возможность возобновления контрактов с пилотами, которым под 65 лет.
В свою очередь, в России стремительное увеличение объемов перевозок и авиационных работ на фоне старения и острой нехватки летного состава подстегнуло руководителей авиапредприятий обратиться к руководству гражданской авиации по восстановлению летных специалистов, ранее выполнявших полеты на воздушных судах и имеющих перерыв в летной работе. МИНТРАНС РФ и РОСТРАНСНАДЗОР в своем приказе от 27 июня 2007 года № ГК-137-р(фс) «О восстановлении летного состава имеющего перерыв в летной работе более 5 лет» разрешили восстановление на летной работе летного состава, имеющего специальное образование, общий налет не менее 1000 часов и перерыв в полетах более 5 лет, после прохождения ВЛЭК. При этом предельный возраст авиационных специалистов при восстановлении на летную работу не должен превышать 50 лет. При перерыве в полетах более 10 лет специалист теряет право на восстановление допуска к полетам.
Подводя итог, можно сказать, что увеличение возраста вертолетчиков – это объективная потребность, которая обусловлена с одной стороны старением всего нашего общества, а с другой – сворачиванием, точнее, отсутствием в течение полутора десятка лет подготовки молодых вертолетных кадров. Мы не имеем права разбрасываться национальным достоянием – убеленными сединами вертолетными кадрами. Внедрение новых, перспективных технологий позволяет существенно снизить рабочую нагрузку экипажа, облегчая летный труд и открывая новые возможности человека не только за 50, но и за 60! Формула «50 плюс 15» вполне приемлема и безопасна.
Источник: Helicopter.su