Аналитики как буддистскую мантру повторяют слова о бурном росте бизнес-авиации, который ожидает нас впереди.
Аналитики как буддистскую мантру повторяют слова о бурном росте бизнес-авиации, который ожидает нас впереди. Рынок бизнес-джетов, говорят они, пройдет выше грозового фронта мирового экономического кризиса, и все что ему грозит – это небольшая турбулентность, которая быстро закончится. Ведущие эксперты пророчат небольшое снижение поставок бизнес-джетов, да и оно продлится всего пару лет. Сквозь розовые очки тучи на горизонте выглядят вовсе не так уж страшно. Но не лучше ли воспользоваться более точным оптическим прибором?
Нам объясняют, что спрос на самолеты бизнес-авиации все больше диверсифицируется в географическом плане. Это действительно так – в портфеле заказов у крупнейших производителей доля неамериканских клиентов уже перевалила за половину, а у некоторых достигла и двух третей. В итоге, любое падение американского рынка якобы должно быть нивелировано. Однако даже если только 30% объема заказов останется за США – это все еще очень значительная доля рынка, и колебания спроса в этой части света безусловно продолжат отражаться на общих цифрах поставок. Диверсификация спроса уменьшает лишь масштабы этих влияний, но говорить о полном иммунитете отрасли к болезням американского рынка сегодня пока рановато.
Многие полагали, что рост спроса на бывшие в эксплуатации самолеты в странах с формирующимися рынками сможет компенсировать его падение в США. Как видим, этого уже не случилось – количество выставленных на продажу бизнес-джетов уверенно приближается к рекордным показателям, а средние цены поползли вниз. Является ли этот факт лакмусовой бумажкой для рынка новых бизнес-джетов или производители смогут защититься от последствий кризиса своими увесистыми портфелями заказов? Время покажет.
Глобальные проблемы экономики накладываются и на еще один факт. Небывалые объемы поставок бизнес-джетов в последние годы и, соответственно, увеличение парка авиакомпаний на некоторых рынках привели к насыщению спроса на чартеры. Снижение количества рейсов деловой авиации начали отмечать в США еще летом. Этого оказалось достаточно для того, чтобы пошатнулись такие гиганты, как Sentient Group. Разразившийся глобальный экономический кризис только усложнил обстановку. Многим корпорациям совсем не до жиру, какая уж там деловая авиация. Такие явления, уже заметные в США и Европе, могут привести к наступлению трудных времен для авиакомпаний.
Экономическая ситуация в России лучше, чем на Западе, хотя небо отнюдь не безоблачно, а фондовый рынок продолжает лихорадить. Нашей бизнес-авиации грозит замедление роста, однако ближайшая перспектива выглядит более благоприятной, чем в Западной Европе или, тем более, в США. До удовлетворения спроса на услуги деловой авиации еще далеко, даже если принять во внимание снижение темпов общего экономического развития. Российские корпорации и состоятельные «частники», возможно, будут осторожничать, но вести речь о повальном сокращении расходов на перелеты, по-видимому, не приходится. Конечно, бизнес-авиация вновь наберет высоту, как только трудные времена останутся в прошлом. Но излишний оптимизм и беспечность вряд ли помогут их пережить.
Источник: Jets.ru Автор: Алексей Королев