Крупнейшим в России аэропортовым холдингом является компания "Новапорт", которая реализует комплексные программы развития семи аэропортов в России и одного - в Украине. О том, что предстоит сделать в аэропортах, о трудностях, которые принес кризис, и планах по их преодолению "АвиаПорту" рассказал генеральный директор ООО "Новапорт" Алексей Васильченко.
Экономический кризис в стране делает свое дело: уже сейчас мы можем отметить спад пассажиропотока от 13% до 20% по разным аэропортам. Однако это не повод делать какие-то далеко идущие выводы о перспективах тех или иных аэропортов. У нас есть общая стратегия развития, которой мы стараемся придерживаться, конечно, учитывая и ожидаемое снижение показателей деятельности.
- Будут ли в связи с нынешней ситуацией заморожены какие-то проекты по развитию ваших аэропортов?
- До конца апреля в аэропортах пройдут советы директоров, на которых будут утверждены бюджеты на 2009 г. После этого можно будет говорить о конкретных инвестиционных планах и расходах. Но уже сейчас можно говорить о некоторых планах на этот год.
Особое внимание уделяется аэропорту "Толмачево". Самым важным моментом является завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы и ввод ее в эксплуатацию в рамках средств федеральной целевой программы.
В аэропорте города Читы в ближайшие два года мы планируем заменить светосигнальное оборудование, так как оно попросту выходит из строя и его необходимо менять по сертификационным требованиям. Второй проект, который в этом аэропорту является важным, это строительство топливозаправочного комплекса.
Если говорить об аэропорте Брянска, то в этом аэропорту для нас было важным запустить его работу (аэропорт не работал с лета 2008 года). Также мы провели переговоры с авиакомпанией "Регион-Авиа", которая выполнила технический рейс из Брянска в Москву, ведем переговоры с другими авиаперевозчиками.
В астраханском аэропорте ожидается завершение реконструкции аэродрома, включая удлинение полосы. Эти работы также производятся в рамках федеральной целевой программы.
Есть серьезные планы по аэропорту города Томска. В первую очередь необходимо завершить строительство ТЗК совместно с "Газпромнефть Аэро", также считаем очень важным придать аэропорту статус международного.
Но это все частные моменты. А общий подход таков, что если есть работы, до завершения которых осталось совсем чуть-чуть, либо без которых аэропорт не может работать, то они будут выполнены.
- Как изменилось финансирование развития аэропортов в связи с финансовым кризисом?
- В настоящее время банковское финансирование практически недоступно. Хочется надеяться, что к лету-осени 2009 г. оно восстановится. Сейчас же все финансирование наших проектов идет, в основном, за счет акционерных средств и за счет прибыли самих аэропортов. Плюс, конечно, средства федерального бюджета, направляемые на развитие аэродромной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы.
- Должна ли оказываться аэропортам государственная поддержка, и каким образом?
- Если говорить про те механизмы, которые уже существуют, то они самые разнообразные: от прямого инвестирования, т.е. увеличения уставного капитала, как в аэропорту Брянска, до налоговых льгот и субсидирования процентной ставки, как в Новосибирской области. Кроме этого, государство вкладывает средства в реконструкцию и развитие аэродромов. Хотя, на мой взгляд, ключевой момент - это изменение экономической ситуации в стране. Необходимо изменить тенденцию сокращения спроса - на его увеличение. Если спрос будет расти, то соответственно будут расти и финансовые возможности аэропорта.