Деловые самолеты Bombardier занимают ведущие позиции не только на мировом, но и на российском рынке. О том, как компания чувствует себя в условиях кризиса и как она оценивает наш рынок деловой авиации, рассказывает Кристоф Дегумуа, региональный вице-президент Bombardier по продажам бизнес-джетов в России, СНГ и Центральной и Восточной Европе.
Деловые самолеты Bombardier занимают ведущие позиции не только на мировом, но и на российском рынке. О том, как компания чувствует себя в условиях кризиса и как она оценивает наш рынок деловой авиации, рассказывает Кристоф Дегумуа, региональный вице-президент Bombardier по продажам бизнес-джетов в России, СНГ и Центральной и Восточной Европе.
- Мировой экономический кризис серьезно затронул авиационную промышленность. В каком из сегментов деловых самолетов снижение спроса ощущалось сильнее всего? Как изменился спрос на самолеты Bombardier на вторичном рынке?
- Самый сильный удар экономического кризиса ощутил на себе сегмент легких реактивных самолетов. В I квартале нашего финансового года Bombardier пришлось снизить производство самолетов Challenger и Learjet, что привело к сокращению персонала. Однако II квартал продемонстрировал ряд признаков стабилизации рынка. У нас по-прежнему есть большой и диверсифицированный портфель заказов на сумму в 19,6 млрд долл. Загрузка производственных линий семейства самолетов Global составляет 29 месяцев, семейства Challenger — 17 месяцев, а Learjet — 7 месяцев, что отвечает плановым показателям для этих деловых самолетов или превышает их. Вторичный рынок также демонстрирует позитивные признаки стабилизации.
- Крупнейший заказчик Learjet 60 — компания Jet Republic недавно прекратила свою деятельность, что привело к отмене заказа на 110 самолетов. Сколько невостребованных самолетов осталось у Вас в результате этого? Были ли случаи отмены других заказов?
- 20 августа этого года Bombardier аннулировал твердый заказ Jet Republic на 25 самолетов Learjet 60XR и опцион еще на 85 машин. Это отражено в нашем финансовом отчете за II квартал. Но Bombardier остается приверженным программе Learjet 60XR и продолжает энергично продвигать этот высоконадежный, комфортный универсальный самолет.
- Некоторые авиапроизводители приостановили или закрыли программы разработки новых самолетов. В каком состоянии находится программа разработки Learjet 85? Может ли банкротство Grob Aerospace, которая была главным партнером Bombardier по программе, задержать разработку этого самолета?
- Приверженность новым разработкам является ключевым приоритетом для Bombardier даже в это непростое время. Программа Learjet 85 продвигается полным ходом. На сегодняшний день определены все основные поставщики, более 30 компаний. Они уже задействованы в выработке совместных требований по программе. Разработка продукта прошла несколько важных этапов, включая завершение второго подтверждения концепции фюзеляжа и успешное завершение аэродинамических испытаний. После того как Grob объявил о своем банкротстве, Bombardier быстро взял всю программу разработки на себя. Мы подтверждаем нашу цель ввести самолет в эксплуатацию в 2013 г.
- Российский рынок деловой авиации оказался очень уязвимым к экономическому кризису и продемонстрировал резкий спад количества полетов в начале 2009 г. Насколько серьезным, по Вашему мнению, был спад спроса на новые самолеты в нашей стране, особенно в тех классах, где сильны позиции Bombardier? С другой стороны, не привели ли отмены заказов к появлению более ранних доступных слотов на поставку для тех клиентов, кто все еще планирует приобрести самолет?
- Экономический кризис повлиял на все рынки мира. Он в разной степени затронул всех наших заказчиков, среди которых частные лица, корпоративные и государственные структуры. Я не могу назвать точные данные по конкретному региону или типу самолета. Действительно, мы пересмотрели наш график, с тем чтобы заполнить слоты отмененных заказов. Это было особенно выгодно для тех заказчиков, кто был в конце очереди, а теперь имеет возможность получить более ранний слот.
- Согласно последнему прогнозу Bombardier, в течение ближайших 10 лет в Россию и страны СНГ будет поставлено более 600 деловых самолетов. Какова будет доля Bombardier в этих поставках? Какие типы Ваших самолетов будут пользоваться наилучшим спросом?
- Очевидно, что семейства Global и Challenger исторически были самыми продаваемыми деловыми самолетами в этом регионе. Результаты продаж в этом году показывают, что такая тенденция продолжается, однако у меня нет для Вас точных цифр.
Источник: ATO.ru