О «большой шестерке», а также «семерке» и «тройке»

Времена меняются. Случаются необычные на первый взгляд вещи: снег в июне, дожди по четвергам... успешные производители поршневых самолетов оказываются неспособными выйти в реактивный сегмент. А имя, когда-то заставлявшее замирать лишь суровые сердца закоренелых байкеров, неожиданно встает на крыло, да еще и с вожделенным турбовентилятором в силовой установке. Но на то мы и аналитики, чтобы всему найти объяснение.

Еще недавно о раскладе сил в производстве бизнес-джетов говорили — «большая пятерка». Затем формула изменилась на «пять плюс один»: Bombardier, Gulfstream, Cessna, Dassault, Hawker Beechcraft + Embraer. Сегодня, с существенным расширением модельного ряда и амбициозными планами бразильского авиастроителя на будущее, уже стоит твердо вести речь о «большой шестерке». Дальнейшее изменение числа лидеров в сторону увеличения по-прежнему кажется маловероятным.

В последние шесть десятков лет в авиа строении действует неписаное правило: «если хотите заработать на авиации небольшие деньги, сначала вложите в нее большие». За все это время на рынок вышел только один успешный и серьезный игрок — все та же бразильская корпорация Embraer, с нуля освоившая сегмент региональных самолетов и расширяющая линейку бизнес-джетов. Остальные компании либо присутствует на рынке чуть ли не с «золотого века» авиации, либо возникли путем слияний-поглощенийприобретений активов уже существующих авиастроителей. Некоторым исключением может считаться разве что поршневой сегмент, капиталоемкость которого несколько ниже, зато и удельный вес этого сектора в отрасли далеко не так высок. Все это в равной степени относится к авиастроению в целом, и к производству бизнес-джетов в частности.

Главная причина такой ситуации заключается в том, что наукоемкое производство требует крупных вложений капитала, больших усилий по продвижению продукта на рынок и созданию развернутой сети техобслуживания. Срок возврата инвестиций при этом достаточно долог и сказочных сверхприбылей не сулит. Однако авиация манит романтиков, и новые проекты растут как на дрожжах, особенно в периоды повышающего цикла на рынке. Количество разработчиков, расписывающих блестящие перспективы своих концепций, значительно превосходит число реальных производителей. Имена «мечтателей» у всех на слуху — это и пока не оставившая надежду на воскресение Eclipse Aviation, и Epic Aircraft, и Stratos Aircraft, Aerion Corporation и Spectrum Aeronautical, и многие другие, часть которых ушла в небытие на наших глазах.

В немного лучших условиях находятся те компании, которые уже имеют опыт производства и продаж поршневых самолетов — Diamond Aircraft, Piper Aircraft, Cirrus Design. Но вступление в «реактивный клуб» затруднено и для них. Все их попытки ограничены одной нишей. Финансовая база и производственный опыт позволяет им вписаться — и то с оговорками — лишь в самый нижний сегмент рынка, так называемый класс сверхлегких реактивных самолетов (СЛРС или VLJ). А эта ниша очень сильно переоценена, и реальная ее емкость выглядит значительно меньше того объема продаж, который необходим, чтобы прокормить нескольких участников рынка.

Тем не менее, незыблемость реактивного клуба все-таки не категорична. Одним из самых перспективных кандидатов можно считать абсолютного на первый взгляд новичка в авиастроении — Honda Aircraft с проектом HondaJet. При пристальном рассмотрении Honda оказывается вовсе не таким уж и новобранцем. В разработку самолетов японская компания инвестирует еще с конца 1980-х, правда, изначально это были вложения в технологии без широких коммерческих планов. Самой же программе HondaJet уже более десяти лет. Корпорация также обладает богатейшим опытом налаживания производства, организации сети продаж и технического обслуживания в глобальном масштабе. Кроме того, один из лидеров мирового автопрома имеет и немалый финансовый ресурс. Прибавьте к этому отличные летно-технические характеристики, здравый подход к ценообразованию и инновационную конструкцию самолета — вот и складывается неплохая перспектива. Конечно, догнать «большую шестерку» в денежном выражении на одном только сверхлегком HondaJet не получится. Зато, возможно, Honda Aircraft удастся дебютировать в реактивном сегменте рынка, что само по себе уже очень неплохо.

И все же состав участников клуба может меняться и по-другому. Текущая ситуация на рынке вполне располагает к слияниям и поглощениям. И кто знает, превратится ли когорта хозяев отрасли в «большую семерку» или, наоборот, число доминирующих компаний в ближайшее время сократится, скажем, до тройки, не потеряв при этом в общем объеме производства? Свободное развитие рынка вполне допускает перестановку сил. Но не будем слишком забегать вперед. Время, как известно, любит расставлять все по-своему.

Искренне ваш, пока Harley-Davidson Jet не удивит публику в Ошкоше,

Алексей Королев

 Источник:Aerojet.su