Эксперты только разводят руками, - вертолетный рынок переживает бум. Еще пару лет назад большинство мировых отраслевых аналитиков предполагало, что спрос на вертолеты в ближайшее десятилетие будет расти очень медленно.
Эксперты только разводят руками, - вертолетный рынок переживает бум. Еще пару лет назад большинство мировых отраслевых аналитиков предполагало, что спрос на вертолеты в ближайшее десятилетие будет расти очень медленно. Ожидалось, что ежегодно будет поставляться в среднем до 800 вертолетов основных классов, не считая малых машин с поршневыми двигателями. И колебания спроса при этом предполагались незначительные, вызываемые главным образом экономическими катаклизмами в азиатском и латиноамериканском регионах или падением платежеспособности заказчиков из-за стихийных бедствий.
По- видимому, эти прогнозы строились на динамике рынка 1990-х — начала 2000-х годов. Тогда ситуация выглядела следующим образом: если до распада СССР военные вертолеты были основной частью заказов большинства мировых производителей, то затем из-за снижения международной напряженности оборонные контракты в ежегодных поставках постепенно снизились. В 1993 году было выпущено 520 военных вертолетов с турбодвигателями на $6,55 млрд, а к 1998 году — 241 машина на $3,04 млрд. В то же время рынок гражданских машин в 1990-е годы неуклонно рос. Например, произошел мощный скачок продаж однодвигательных поршневых вертолетов, в первую очередь моделей R22 и R44 американской фирмы Robinson. Эта компания производит свыше 90% малых вертолетов с поршневыми двигателями внутреннего сгорания. Если на рубеже 2000 года в мире ежегодно продавалось около 300-350 легких поршневых вертолетов, то в 2004 году — 742 машины.
В совокупности с 527 машинами с турбодвигателями в 2004 году гражданские вертолеты обогнали военные по числу выпущенных машин в 5,5 раза. Правда, в денежном исчислении лидерство оставалось за военными вертолетами: их закупочная цена за штуку несоизмеримо выше, превосходит гражданские турбодвигательные в разы, а гражданские с поршневыми двигателями — порой в сотни раз. В 2004 году все выпущенные военные вертолеты в сумме стоили $2,83 млрд, гражданские — $1,86 млрд.
Кто их строит?
По мнению экспертов, распределение долей рынка между основными производителями вертолетов претерпит лишь незначительные изменения. По данным Forecast International, по числу выпущенных машин за прошлые несколько лет с большим отрывом лидирует компания Robinson c 34% (около 2,5 тыс. машин). Однако в денежном исчислении успехи компании незначительны: за пять лет ее доля на рынке составила лишь 2,1% (примерно $620 млн). Это объясняется относительной дешевизной выпускаемых компанией легких вертолетов. Существенно более высокие объемы продаж в денежном исчислении за минувшие годы пришлись на вертолеты с турбодвигателями. На этом рынке лидерство по числу собранных машин прочно удерживает Eurocopter. За минувшие пять лет на его долю пришлось 33% собранных вертолетов с турбомоторами из общего количества (4164) турбомоторных военных и гражданских вертолетов. Второе место по числу собранных турбомоторных машин приходится на американскую фирму Bell (15%). Третье место по числу собранных вертолетов за пять последних лет приходится на итало-британскую компанию Agusta Westland (9,7%).
Однако в денежном исчислении позиции Eurocopter несколько скромнее: лишь третье место с 16,2% от общего объема рынка, оцениваемого за пять прошедших лет в $30 млрд. По объему производства в денежном исчислении лидирует компания Boeing: 19,4% объема продаж мирового рынка при всего лишь 8,8% по количеству собранных машин. Второе место в этой категории занимает американская компания Sikorsky с 16,5% рынка в денежном исчислении.
Столь значительные расхождения возникли из-за того, что Boeing полностью отказался от производства сравнительно дешевых гражданских вертолетов и специализируется на производстве дорогих военных вертолетов, главным образом средних военно-транспортных CH-47 Chinook и ударных AH-64 Apache. Производство же Eurocopter диверсифицированное: в 2006 году доля военных вертолетов составила 53%, гражданских — 47%.
Доля российских производителей гораздо скромнее. По итогам пяти последних лет поставки всей милевской кооперации (Казанский вертолетный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, ростовское ОАО "Роствертол") оценивается в 7,7% по числу произведенных машин с турбодвигателями и 4,8% в денежном исчислении. Это существенный спад по сравнению с 1970-1980-ми годами, когда СССР контролировал до 30% мирового рынка поставок вертолетов. Резкое снижение произошло из-за общего финансово-экономического российского кризиса 1990-х годов. Хотя надо отметить, что Россия достаточно плотно заняла нишу тяжелых и сверхтяжелых вертолетов, заполнив ее своими дешевыми моделями типа Ми-8/Ми-17. Проводя постоянную модернизацию этих моделей, по оценкам экспертов, Россия сможет сохранить за собой эту нишу как минимум в течение ближайших пяти-семи лет. По прогнозам, на эти машины придется около 7% мирового рынка. Проводимая сейчас реструктуризация вертолетостроительной отрасли РФ и соглашения о стратегическом партнерстве с мировыми производителями, вероятно, позволят России выйти со своими продуктами и в другие ниши — более легких вертолетов, на которые приходится основная часть вертолетного мирового рынка. Во всяком случае, согласно заявлениям руководства "Оборонпрома", по наиболее оптимистичным прогнозам, через десять лет доля российских производителей на мировом рынке может достичь 15%. Правда, зарубежные аналитические компании дают другие оценки, согласно которым в следующие пять лет на долю милевского "куста" придется лишь 4,3% рынка по количеству собранных машин.
По прогнозам Forecast International, в следующие пять лет в области вертолетов с турбодвигателями лидером по числу собранных машин останется Eurocopter, хотя его доля снизится до 25,7%. Вторым будет Bell с 13,8%, третьим — Sikorsky с 12,6%. Доля рынка Agusta Westland составит в ближайшие пять лет 6,7%, еще 4,3% придется на совместные проекты Agusta и Bell. Но надо иметь в виду, что сегодня свыше 5200 российских вертолетов эксплуатируются в более чем 80 странах мира. 90 процентов из них еще советского производства. Краткая хроника вертолетостроения такова: в 1991 году в год выпущено 340 вертолетов, в 1995 году – 26 вертолетов, в 2008 году – 120 вертолетов, в 2010 году планируется выпустить 200 вертолетов.
Вертолетные перспективы
Следует отметить, что в России мощными темпами идет возрождение вертолетостроения. Увеличить за десять лет свою долю на мировом рынке с 5% до 15% - такую задачу поставили себе российские вертолетостроители. Об этом, как передает «Интерфакс», сообщил директор ОАО "ОПК "Оборонпром" Андрей Реус на открывшейся в Хьюстоне вертолетной выставке Heli-Expo 2010. "Производство наших вертолетов ежегодно растет на 20-30%, и мы планируем достичь к 2020 году уровня 15% мирового рынка. Сейчас эта цифра составляет 5%", - сказал он.
Говоря об участии российских фирм в крупнейшей выставке, А.Реус сказал: "Российский холдинг "Вертолеты России" входит в шестерку основных игроков мирового рынка вертолетов и мы должны быть всегда рядом с равными нам". "Присутствие на этой выставке российского холдинга, прежде всего, говорит о том, что мы находимся на одном поле с нашими конкурентами", - заявил директор Оборонпрома.
Холдинг "Вертолеты России" на выставке вертолетной техники Heli-Expo 2010 в американском г. Хьюстон в период 21-23 февраля представил модельный ряд российских вертолетов, выпускаемых для североамериканского рынка и стран Латинской Америки. По информации пресс-службы холдинга, в 2009 г. компания завершила консолидацию отрасли и объединила отечественные вертолетостроительные предприятия в единую холдинговую структуру, выпускающей российские вертолеты под единым брендом в легком, среднем и тяжелом сегментах. Сегодня российские вертолеты эксплуатируются в 100 странах мира, в т.ч. в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Колумбии, Венесуэле и других латиноамериканских странах.
Справка от «ЭХО». ОАО "Вертолеты России" - специализированная управляющая компания промышленного вертолетостроительного объединения. Общество создано в 2006 году как 100-процентная дочерняя компания корпорации ОАО "ОПК "Оборонпром". В группу входят ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля", ОАО "Камов", ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "Роствертол", ОАО "Московский машиностроительный завод "Вперед", ОАО "Ступинское машиностроительное производственное предприятие", ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод", ЗАО "Р.Е.Т. Кронштадт", ОАО "Вертолетная сервисная компания", ОАО "Редуктор-ПМ" (Пермь).
Холдинг предлагает партнерам универсально диверсифицированный модельный ряд российских вертолетов для выполнения любых задач - от пассажирских перевозок и коммерческой эксплуатации до специальных операций в зонах стихийных бедствий и природных катаклизмов. В легком сегменте это вертолеты Ми-34С1, Ка-226Т и "Ансат", в среднем – Ми-17, Ка-32А11ВС и Ми-38, в тяжелом сегменте – Ми-26Т. Эти вертолеты могут использоваться в качестве корпоративных, пассажирских, транспортных, поисково-спасательных, строительных, патрульных и противопожарных. Ми-34С1 интересен пилотам-любителям и представителям вертолетного спорта как вертолет для полета на пределе возможностей при выполнении фигур высшего пилотажа. Сочетание простоты эксплуатации, надежности, невысокой стоимости, неприхотливости в обслуживании и уникальные возможности по грузоподъемности и высоте полета делают российские вертолеты одними из лучших рациональных коммерческих предложений на мировом рынке.
В рамках программы ОАО "Вертолеты России" по созданию глобальной сервисной системы на основе сертифицированных центров и совместных предприятий по обслуживанию вертолетов по всему миру уже начат процесс создания сервисно-технического центра в Латинской Америке. В частности, в Европе идет сертификация нескольких сервисных центров и ремонтных предприятий, которая в ближайшее время завершится созданием легитимной системы интегрированной логистической поддержки в этом регионе. Сервисные центры холдинга существуют практически во всех странах СНГ. В 2009-2010 гг. будут созданы сервисные центры в Юго-Восточной Азии, в центральной и южной Африке, а также в Латинской Америке.
На днях появилась еще одна «вертолетная» новость. Россия создаст боевой вертолет пятого поколения. Об этом заявил исполнительный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов. Технические характеристики новой машины он не назвал. Только заметил, что компания «активно работает над концепцией боевого вертолета пятого поколения». Помимо этого проекта организации, входящие в состав холдинга, занимаются разработкой перспективного скоростного вертолета. Работы ведутся в конструкторских бюро «Камова» и «Миля».
Сегодня самым быстрым перспективным вертолетом считается американский Sikorsky X-2, который, по утверждениям разработчиков, способен развивать скорость до 460 километров в час. По словам Шибитова, прототип «получил серьезные замечания по редуктору и трансмиссии» и эти технические сложности пока не устранены. В России разрабатываются три модели скоростных вертолетов – Ми-X1 КБ «Миля», а также Ка-90 и Ка-92 КБ «Камова». (Ка-90 предположительно сможет развивать скорость свыше 800 километров в час.) При этом прогнозируемый срок создания данных машин оценивался в пять–восемь лет.
По материалам ЭХО