Школа летного мастерства.

Поездки на дальние расстояния — дело не легкое. Однако тщательная разработка маршрута, умелый выбор авиаперевозчиков и психологическая подготовка помогут сделать дорогу комфортной и даже приятной.

ПОЕЗДКИ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ — ДЕЛО НЕ ЛЕГКОЕ. ОДНАКО ТЩАТЕЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА МАРШРУТА, УМЕЛЫЙ ВЫБОР АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПОМОГУТ СДЕЛАТЬ ДОРОГУ КОМФОРТНОЙ И ДАЖЕ ПРИЯТНОЙ.

В жизни каждого предпринимателя, часто путешествующего по миру, кроме быстрых и комфортных авиаперелетов, нередко случаются и длительные поездки. Бывает, что общее время, проведенное в воздухе, или сам по себе маршрут «от двери до двери» занимают более суток. К такому путешествию нужно правильно подготовиться, а в дороге — использовать технологии «энергосбережения», чтобы максимально быстро восстановить силы и работоспособность, достигнув точки назначения. Я говорю здесь преимущественно о магистральных перелетах между крупными городами. Так как поездки в более экзотические места обычно еще продолжительнее, да и случаются они не столь часто. Между тем перелет Москва — Сидней — Сантьяго — привычная строка в расписании активных бизнесменов.

Прежде всего: очень многое зависит от правильно подобранной пересадки. Скажем, дорога от Москвы до Сиднея может занять сутки, а может растянуться на полтора дня. Вот только в стремлении оптимизировать маршрут всегда следует учитывать объективные сложности. Например, из Юго-Восточной Азии в Латинскую Америку добираться долго в любом случае.

Как-то раз одному нашему сотруднику необходимо было попасть из Гонконга в Сантьяго. Поскольку я методично веду записи своих путешествий (что действительно очень помогает и мне, и моим коллегам), сотруднику было предложено три варианта на выбор. Первый — через Европу, второй — через США, третий — через Сидней (в последнем случае рейс шел над Антарктидой, через места, где вообще ничего нет). Казалось бы, есть выбор. Но увы: во всех случаях в воздухе неизбежно пришлось бы провести 24 часа.

Кстати, это далеко не предел. Однажды мне нужно было попасть из Куала-Лумпура в Мехико. Пришлось лететь через Сеул, Токио, Чихуану, так что весь путь занял около 36 часов. Ничего, справился. Самый же длинный беспосадочный перелет, который я совершил, продолжался 14 часов. Но «нет пределов совершенству». Ведь есть еще рейс-рекордсмен из Сингапура в Нью-Йорк, когда лайнер находится в воздухе 19 часов. Этот перелет я мечтаю добавить в свою коллекцию.

Шутки шутками, а такие поездки отнимают немало сил. Как к ним готовиться? На этот вопрос каждый отвечает для себя самостоятельно. Я же могу сказать лишь одно: тяжело только первые пять лет. Потом привыкаешь. И даже «втягиваешься»: начинает нравиться! Так что некоторые советы о том, как переносить подобные путешествия и чем себя занять, я все-таки попробую дать.

Отправляясь в длительный перелет, напомните себе о том, что у вас появляется очень много свободного времени. Так проведите его с пользой! Вы можете проверить на компьютере электронную почту, удалить все ненужное и ответить «забытым» корреспондентам. Можно набросать необходимые тексты, что-то почитать. И наконец-то посмотреть фильм, о котором все, кроме вас, уже составили собственное мнение. Я, например, на земле кино почти не смотрю. Но вожу с собой большую коллекцию. В самолете еще и кормят, а также предлагают напитки — так что еще нужно человеку? Вот и директор нашего китайского офиса постоянно жалуется: семичасового перелета Пекин — Москва ему недостаточно: еще бы пару часиков!

Единственное, что может омрачить такой перелет, — вызванная турбулентностью «тряска» в самолете. Но это, как говорится, дело житейское. Да и случается такое, к счастью, не часто.

А вот завязывать контакты, знакомиться и общаться с попутчиками у меня во время перелетов не получается. Во-первых, потому что, летая бизнес-классом, ты практически не общаешься с другими пассажирами. Авиакомпании намеренно стараются создать вокруг каждого такого пассажира максимально комфортный, но при этом закрытый мирок. Кроме того, у меня самого во время перелетов не возникает желания с кем-либо общаться. Несмотря на то что летать я люблю, занятие это все-таки нервное. И предаваться ему я предпочитаю в уединении.

Давно заметил: в процессе перелетов я переключаюсь в другой режим. Это какой-то особый род релаксации. Наверное, именно поэтому в такое время я психологически не настроен на общение. Ну а если лечу в компании, то уютный мирок в ней возникает сам собой.

Сегодня стало модным бравировать экономией. И все-таки я бы рекомендовал на дальние расстояния летать бизнес-классом. Осилить такие перелеты в экономклассе физически гораздо труднее. Тем более что в последнее время практически все крупные авиакомпании подняли уровень обслуживания в бизнес-классе, так что летать стало очень комфортно — за исключением тех случаев, когда приходится пользоваться услугами авиаперевозчиков из бедных стран. При наличии альтернативы не советую летать африканскими авиакомпаниями. Был у меня негативный опыт и с армянскими, и с индонезийскими авиалиниями. Причем дело даже не в сервисе. У таких компаний, как правило, старые самолеты и неудобные кресла.

Впрочем, у каждого есть свои предпочтения. Например, я не люблю летать и американскими авиакомпаниями, поскольку уровень сервиса у них довольно низок. А вот на первое место я бы поставил азиатских перевозчиков. Сингапур, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Япония — здесь умеют перевозить людей с комфортом. К этой же группе я бы отнес авиакомпанию из Эмиратов. Хвалят еще «Катарские авиалинии», но я этой компанией ни разу не летал.

Кстати, приятно удивляют и китайские перевозчики, уровень сервиса которых стремительно растет! Я уверен, что уже в ближайшем будущем они придут в Европу, и пассажиры будут предпочитать именно китайский сервис. А вот пользоваться услугами южнокорейских авиакомпаний я бы без особой необходимости не стал.

Возможно, многие удивятся, но на второе место после летающих «азиатских тигров» я бы поставил… «Аэрофлот». За последние пять лет эта авиакомпания очень сильно исправилась, за что ей — большое уважение. Кстати, если эту колонку будет читать кто-то из руководства «Аэрофлота», хочу обратиться с предложением. Господа, ну откройте уже прямой рейс из Москвы до Бостона! У «Лаборатории Касперского» там офис, поэтому пусть и маленький (несколько сотен перелетов в год), зато постоянный пассажиропоток я вам гарантирую.

На третьем месте в моем личном рейтинге — европейские авиакомпании. Но не все. Так, Lufthansa я рекомендовать могу. А вот «французов» и «англичан» — нет. Они слишком любят бастовать. Правда, у Air France отлично налажена система «стыковок» между полетами в Латинскую Америку, так что этой авиакомпанией мне приходится летать довольно часто. Тогда как услугами итальянских и испанских перевозчиков стараюсь не пользоваться.

В предыдущей колонке я уже рассказывал о том, насколько важно продумывать и планировать пересадки. И хотя в нашей компанией этим занимаются специально подготовленные сотрудники бэк-офиса, процесс иногда необходимо контролировать лично. Как известно, людям свойственно ошибаться. А мой опыт — хороший помощник при решении подобных задач. Так, однажды из Тель-Авива в Токио меня пытались отправить через Москву. Однако я прекрасно знаю: из Тель-Авива в Москву компания «Трансаэро» прилетает в Шереметьево-1 (теперь — терминал B). А рейс в Токио отправляется из Шереметьево-2 (ныне — терминал F). Мало того, что Шереметьево — не лучший аэропорт страны, так еще и переезд между терминалами сопряжен с массой неудобств, а проходить еще раз паспортный контроль, сдавать вторично багаж и стоять в длинной очереди — удовольствие ниже среднего. Поэтому я выбрал другой вариант — перелет через Гонконг. И, как оказалось, был прав.

Напоследок хотел бы поделиться самыми свежими впечатлениями. Буквально несколько дней назад я впервые совершил полет на двухэтажном самолете «А-380» сингапурской авиакомпании. Четырнадцатичасовой перелет по маршруту Сидней — Дубай я провел на втором этаже. Кресла здесь раскладываются на 180 градусов; в хвосте — бар (им я, правда, так и не воспользовался). В общем, удобно и современно. А еще — завораживает понимание того, что преодолеваешь тысячи километров на самом большом пассажирском самолете в мире, способном принять на борт до тысячи пассажиров. При первой же возможности снова воспользуюсь именно этим лайнером.

Всем — удачных полетов и мягких посадок!

Авторе: Евгений Касперский — генеральный директор «Лаборатории Касперского»

Источник: Бизнес Журнал