Рынок деловой авиации преодолел спад и готов к росту — такой вывод можно сделать на основании данных бюллетеня по состоянию рынка бизнес-авиации Upcast Marketscope за II квартал 2010 года.
Рынок деловой авиации преодолел спад и готов к росту — такой вывод можно сделать на основании данных бюллетеня по состоянию рынка бизнес-авиации Upcast Marketscope за ii квартал 2010 года.
В первом полугодии 2010 г. рынок бизнес-авиации наконец начал проявлять признаки оживления. Понемногу увеличивается интенсивность полетов на всех трех рассматриваемых в бюллетене ключевых рынках — в США, Европе и России. Вторичный рынок бизнес-джетов также показывает явные признаки восстановления, хотя до состояния "рынка продавца" ему пока еще очень далеко. Большой объем предложения, в котором значительную долю составляют морально и технически устаревшие машины ранних поколений, все еще оказывает негативное давление на цены и приток заказов на новые самолеты. Тем не менее общая ситуация позволяет утверждать, что 2010 г. станет годом начала восстановления рынка.
Драйверы роста
Наибольшее влияние на развитие мирового рынка бизнес-авиации традиционно оказывают три фактора: объем внутреннего валового продукта как в мире в целом, так и на ключевых для отрасли рынках (США, Европейский союз); состояние крупного частного капитала; объемы прибыли предприятий. Развитие всех перечисленных факторов во второй половине текущего года показывает неоднородную положительную динамику, подтверждающую восстановление мировой экономики.
Согласно оценкам экспертов Международного валютного фонда (МВФ), опубликованным в июле, мировой экономический рост в 2010 г. составит 4,5%. Глобальная экономика восстанавливается, хотя в условиях возобновления финансовой нестабильности риски ухудшения ситуации также возрастают.
ВВП США в I и II кварталах текущего года продемонстрировал рост на 3,0 и 3,2% соответственно по сравнению с теми же периодами в 2009 г. В Европе положительная динамика ВВП оказалась не столь существенной: 1,7% в II квартале (в I — всего 0,5%). Российский ВВП вырос на 2,9 и 5,4% в I и II кварталах соответственно (оценка Минэкономразвития РФ).
Количество лиц, обладающих крупным частным капиталом (high net worth individuals, HNWI), а также размеры их состояний после значительного снижения в 2008 г. вновь увеличились в 2009 г. И все же общий объем состояний HNWI, согласно исследованию компаний Merrill Lynch и Capgemini, к началу 2010 г. хотя и превысил значения 2006 г., но еще не достиг уровня докризисного 2008 г. Количество HNWI в России в 2009 г. значительно возросло — с 97,1 тыс. до 117,7 тыс. чел.
Ситуация с прибылями предприятий существенно улучшилась в сравнении с показателями прошлого года. Так, по данным Росстата, сальдированный финансовый результат российских компаний в январе–мае текущего года увеличился на 86,6%. В США, по данным Министерства торговли, прибыли предприятий последовательно растут начиная с I квартала 2009 г.
Индикаторы здоровья
В производственном секторе меньше всего положительных новостей. Объемы поставок продолжают сокращаться. Однако удивительная вещь — при этом стоимость поставок не только перестала падать, но показывает хотя и незначительный, а все же рост. Это может быть предзнаменованием нового тренда — перераспределения долей в структуре покупательского спроса в сторону бизнес-джетов верхнего ценового сегмента. Поршневой сегмент, который следует в определенной степени считать барометром состояния всего рынка служебной авиации (бизнес-авиации) и АОН, заметно сократил снижение, что также можно расценивать как положительную тенденцию.
Сокращение поставок бизнес-джетов в первой половине текущего года достигло 14,3%, турбовинтовых самолетов — 17,8% по сравнению с показателями годичной давности. Однако общая стоимость поставок, включая поршневые самолеты, при этом возросла на 0,2%.
Абсолютно положительную динамику поставок и их стоимости из "большой шестерки" производителей бизнес-джетов в II квартале показала только компания Dassault Aviation, у которой и поставки, и их стоимость увеличились соответственно на 87 и 90%. По количеству выпущенных самолетов рост продемонстрировали также Gulfstream Aerospace (8%) и Embraer (90%). Однако показатели стоимости вывести в положительный сектор этим компаниям не удалось.
Объем предложения на вторичном рынке бизнес-джетов остается довольно большим, хотя и показывает устойчивую тенденцию к сокращению. По данным компании JETNET LLC, в первом полугодии 2010 г. в продаже находилось 2640 бизнес-джетов (2909 — в тот же период год назад). Однако сокращение предложения идет довольно низкими темпами, что продолжает оказывать давление на рынок новых самолетов.
Количество сделок на вторичном рынке также последовательно росло в январе–июне текущего года, и общее число транзакций уже заметно превышает уровень прошлого года.
Интенсивность полетов бизнес-авиации тоже увеличивается. Наиболее заметны темпы роста в США, хотя к середине года они немного снизились. В мае число полетов бизнес-авиации в этом регионе возросло на 7,9%, в июне — всего на 4,9%, что все равно больше, чем показатель за март.
В 27 странах Евросоюза интенсивность перелетов деловой авиации с определенной задержкой показывает сходную динамику, но темпы роста менее заметны, чем в США.
Российская бизнес-авиация по интенсивности перелетов также превзошла показатели 2009 г. С января 2010 г. наблюдается устойчивый рост количества рейсов в аэропортах московского аэроузла.
Индекс спроса на чартерные рейсы Avinode Demand Index относительно устойчиво растет с января–марта и к июню увеличился почти на 40% в сравнении с прошлогодними показателями. Avinode Price Index с начала года стал постепенно выравниваться и также показывает тенденцию к росту.
Диагноз
Улучшение ситуации на рынке объясняется прежде всего возобновлением действия основных факторов роста. Мировая и региональные экономики снова растут, и это не может не внушать оптимизма. По мнению специалистов МВФ, все еще сохраняется вероятность дальнейшего ухудшения финансового положения в будущем, но этот сценарий не является основным. Наиболее активно процесс восстановления экономики, а вместе с ней и рынка бизнес-авиации, идет в США; Европа и Россия показывают заметно меньшие темпы роста. Общеэкономическая ситуация в России и процесс восстановления рынка бизнес-авиации в этом регионе выглядят наиболее уязвимыми в связи с сохранением врожденных структурных болезней локальной экономики.