Агентство JP Morgan проанализировало рынок бизнес-джетов

Вторичный рынок бизнес-джетов по-прежнему избыточен, цены на бывшие в эксплуатации ВС остаются на низком уровне.

Вторичный рынок бизнес-джетов по-прежнему избыточен, цены на бывшие в эксплуатации ВС остаются на низком уровне. Этот фактор решающим образом сдерживает спрос на новые ВС, и портфели заказов производителей все еще уменьшаются. Такие выводы содержатся в январском анализе рынка авиационной техники от JP Morgan.

"Мы считаем, что состояние вторичного рынка станет основной проблемой отрасли в новом году, — пишет аналитик Джозеф Надол. — Если заказы не пойдут вверх, мы видим основания для дальнейшего сокращения производства бизнес-джетов. Однако есть некоторые поводы для оптимизма".

В отчете отмечается, что прибыль корпораций в 2010 г. возросла на 46%. Исторически этот показатель тесно коррелировал с поставками бизнес-джетов, хотя и с отложенным на 1–2 года эффектом. Помимо этого вторичный рынок с середины 2009 г. показывает поступательный нисходящий тренд.

В декабре парк выставленной на продажу бывшей в эксплуатации техники сократился на 40 базисных пунктов (0,4%), его соотношение к парку эксплуатируемой техники уменьшилось до 11,3% во всех трех категориях: тяжелой, средней (по –40 базисных пунктов) и легкой (–20 базисных пунктов).

"Положительный момент в том, что вторичный парк на 300 базисных пунктов ниже пикового показателя. Но в то же время даже после заметного декабрьского снижения он все равно остается на уровне пика 2001 г., — говорится в отчете. — Если спрос начнет оживляться во второй половине текущего года, мы видим реальную возможность того, что наши оптимистичные прогнозы относительно 20%-ного роста поставок новых бизнес-джетов к 2012 г. сбудутся. Но если спрос останется на теперешнем уровне, вся картина восстановления рынка смещается, и это может привести к необходимости дальнейшего сокращения производства".

Количество выставленных на вторичном рынке самолетов пошло на убыль по 18 из отслеживаемых моделей, увеличилось — по пяти. По производителям: Dassault (–60 базисных пунктов), Gulfstream (–50), Bombardier (–50), Cessna (–20) и Hawker Beechcraft (–10); Embraer (+40). "За весь истекший год парк бывшей в эксплуатации техники сократился на 120 базисных пунктов, то есть в среднем на 10 в месяц, что указывает на постепенную динамику к нормализации вторичного рынка", — отмечает аналитик агентства.

Цены в декабре практически не менялись, оставаясь в среднем на уровне 10,8 млн долл. за бизнес-джет. "По всем трем категориям цены не менялись или выросли несущественно: +0,4% в легком сегменте, +0,2% в среднем. Мы по-прежнему ждем заметного повышения цен, которое означало бы оздоровление рынка", — говорится в отчете.

Источник: АТО