Поршни вперед!

Керосин разбавляют растительным маслом, сверхзвук не дает покоя мечтателям, но старые добрые поршневики еще покажут всем кузькину мать

 

Долететь на полбаке керосина из Америки во Францию — это, скажу я вам, штука. Особенно если другая половина заполнена растительным маслом, выжатым из растения с неблагородным названием «рыжик». В этом есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек. Летать на обычном авиационном топливе — нынче в этом не осталось ничего, кроме суеты и томления духа. Примерно так, очевидно, рассуждали ребята из Honeywell заливая в Gulfstream G450 свою невероятную смесь под названием Green Jet Fuel. И как бы ни хотелось нам перевести это громкое имя «горючим зеленых струй», на самом деле это всего лишь «зеленое реактивное топливо». Но ведь самолет взлетел, прилетел и приземлился. Да не куда-нибудь, а в Ле-Бурже, прямехонько на авиашоу. Впрочем, назвать эту смесь биотопливом, можно только из маркетинговых соображений. Это все равно, что разбавленный наполовину спирт считать безобидной забавой. Не верьте. Такой раствор может сыграть злую шутку с любым. Вот и без керосина пока не обойтись. И когда еще производство масла будет измеряться миллионами баррелей в год?

Кстати о шутках. Что вы скажете о бизнес-джете, выжимающем 4.0 Маха? Услышав о новом концепте сверхзвукового служебного самолета SonicStar, я даже подумал, что в ходе креативного процесса в компании HyperMach искрометный фонтан юмора бьет не хуже, чем на заседаниях «Прожекторперисхилтон». Многовато что-то стало в последнее время таких проектов. Только ни за одним из них пока не стоит имя известного авиастроителя. И ни один из них не дошел даже до стадии прототипа. Да что там прототип! Полноразмерного макета мы не видали ни на одной из выставок. С другой стороны — новые идеи вполне могут дать толчок дальнейшему развитию технологий и рынка. Главное, не перегнуть палку с громкими заявлениями и скромными достижениями. А промчаться над облаками в четыре раза быстрее звука я бы не отказался.

Впрочем, вся эта шумиха, связанная с грандиозным Парижским авиасалоном, внушает заметно меньше оптимизма, чем одно более давнее и не слишком заметное событие. В мае
стало известно, что поставки поршневых самолетов авиации общего назначения в первом квартале выросли на 13%. Впервые после четырехлетнего (!) последовательного снижения. Пусть бизнес-джеты и турбовинтовые самолеты пока еще демонстрируют отрицательные результаты. Поршневики — известный барометр состояния всей нелинейной авиации. Если средний класс чувствует себя готовым к полетам за штурвалами любимых «цессен» и «пайперов», значит, бизнес тоже скоро может начать выстраиваться в очередь уже за реактивными птицами. По крайней мере, именно такие тенденции выявлены за годы «метеорологических» наблюдений за рынком. От ликующих криков удерживает пока только одно — единственный квартал это еще не показатель. Так что будем ждать результатов второго.

Алексей "Профессор" Королев

Источник: Новый Реактивный Период