Изменения на китайском рынке бизнес-авиации

Замечено, что если в Китае пошел какой-либо процесс, то его темпы могут нарастать гораздо интенсивнее, чем на других рынках. Еще четыре года назад "китайский спрос" на самолеты корпоративного класса был явлением эфемерным

Замечено, что если в Китае пошел какой-либо процесс, то его темпы могут нарастать гораздо интенсивнее, чем на других рынках. Еще четыре года назад "китайский спрос" на самолеты корпоративного класса был явлением эфемерным: его предвкушали производители и предсказывали аналитики, но материализовываться он не спешил. Лишь в 2008 г. заказы от китайских клиентов стали реальностью. Тогда же стало очевидно, что первые китайские покупатели не избежали типичной "болезни" незрелого рынка: их интересовали исключительно самолеты большой размерности. Когда культура деловой авиации в стране отсутствует, идея купить бизнес-джет появляется только у высшего руководства крупнейших предприятий и у самых богатых граждан. В Китае такое положение вещей усугублялось тем, что размер и стоимость покупки являются эквивалентом статуса покупателя. Менеджеры по продажам западных производителей авиатехники в кулуарах делились соображениями о том, что демонстрация роскошного салона друзьям и партнерам была для многих китайских заказчиков приоритетом при совершении покупки.

Ныне стали заметны индикаторы изменения ситуации. Президент американского производителя самолетов делового класса Gulfstream Лари Флинн в недавнем интервью Aviation Week рассказал, что соображения практичности все чаще принимаются в расчет при совершении покупки наряду с желанием эффектности, что свидетельствует о взрослении рынка. "Изначально разговор шел только о верхнем сегменте. Но сейчас постепенно повышается интерес к самолетам среднего класса. Покупатели в большей степени руководствуются своими потребностями, чем желаниями, подбирают самолет по параметрам полезной нагрузки, дальности, изучают конкретные маршруты".

Это не означает, что Gulfstream, Bombardier и Dassault получают меньше заказов на самолеты большой размерности. Но их надежды на то, что продажи класса middle-size сдвинутся с мертвой точки, похоже, начинают оправдываться. Хотя от повального спроса на самолеты легкого и очень легкого класса — и тем более на турбовинтовую технику — Китай отделяют, вероятно, годы, если не десятилетия.

Еще одна характерная черта китайского рынка, о которой рассказал президент Gulfstram, — это значимость бренда и сильная приверженность брендам. Поскольку бренд Gulfstream известен всему миру, он заслужил популярность и в Китае. Поведение китайских покупателей в неизведанных для них сегментах рынка отличается приверженностью только самым известным брендам, что приводит в отчаяние производителей качественных продуктов с менее раскрученным именем. Кстати, имеет значение и звучание названия для китайского уха. Так, перевод Gulfstream на мандаринское наречие, "Ванлю", легко запоминается и звучит приятно.

Постепенно смещается и география продаж. Если раньше большинство самолетов поставлялось в Гонконг, то сейчас и континентальная часть Китая проявляет активность. Парк Gulfstream в Гонконге насчитывает 33 воздушных судна, на остальной территории Китая — 43 ВС. По словам Флинна, компания отметила свои успехи открытием представительства в Пекине в декабре прошлого года, а также продолжает наращивать штат сотрудников технической поддержки и расширять склады запчастей.

Однако Gulfstream первым из производителей недвусмысленно заявил о своей незаинтересованности в совместных авиастроительных проектах с китайской промышленностью. В прошлом году оборонное подразделение китайской авиастроительной корпорации Avic Aviation Techniques (ранее Avic Defense) обратилось ко всем производителям авиатехники корпоративного класса с предложением о сотрудничестве в разработке бизнес-джета.

Президент Gulfstream отметил, что компания не заинтересована в совместных разработках. "Мы интроверты, — сказал он, — к тому же мы не видим в мире потребности в умножении производителей авиатехники". Стремление китайской промышленности к самостоятельности в сфере авиастроения демонстрирует еще один классический китайский феномен: наблюдая рост внутреннего потребительского спроса в любой сфере, правительство стремится обеспечить его продукцией местного производства.

Брэдли Перетт, AVIATION WEEK

Источник: АТО