Сегодня в гостях у BizavNews региональный вице-президент Bombardier по продажам в Восточной Европе, России, СНГ Валерия Колючая, которая любезно согласилась ответить на наши вопросы.
Согласно исследованию ArcosJet, под контролем владельцев из России и СНГ находится 8% мирового парка дальних семейства дальних бизнес-джетов Global производства Bombardier Aerospace. По ожиданиям экспертов компании, эта доля может вырасти вплоть до 10% с поставками в регион новейших моделей этого семейства – Global 7500, Global 6500 и Global 5500. В парке владельцев из России и СНГ сегодня насчитывается 72 самолета семейства Global, что составляет около 19% всего парка бизнес-джетов в регионе.
Валерия, в эти непростые время Bombardier радует нас отличными производственными и финансовыми показателями. Выручка от продаж бизнес-джетов во втором квартале 2021 года выросла до $1,5 млрд, увеличившись на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чему способствовало увеличение как поставок самолетов, так и услуг. Во втором квартале было поставлено 29 самолетов, что на 45% больше, чем годом ранее, что, по мнению аналитиков компании, отражает высокий спрос на бизнес-джеты с большим салоном. Использование деловых самолетов во всем мире продолжило расти, почти достигнув в Северной Америке и Европе уровня до пандемии, увеличив доход от услуг до $295 млн — это на 29% больше, чем в прошлом году. Продажи самолетов также ускорились, достигнув за квартал соотношения заказов к поставкам примерно 1,8:1, что еще раз подчеркивает высокий интерес к бизнес-авиации. Можно ли утверждать, что кризис преодолен и какова ваша оценка климата на рынке?
За последние несколько месяцев в деловой авиации было отмечено много позитивных трендов, и это, конечно, отражает растущий интерес к отрасли на ключевых рынках. Международные границы продолжают открываться, и мы видим заметный рост числа полетов по всему миру. На самом деле, в июле был поставлен рекорд по количеству полетов деловой авиации как в Европе, так и в США. К концу июля 2021 года активность деловой авиации по всему миру на 15% превышала уровень 2019 года и на 50% – уровень 2020 года. С осторожным оптимизмом ждем, что этот тренд будет продолжаться.
Как вы правильно отметили, эта позитивная динамика отразилась и в наших результатах за второй квартал: количество переданных заказчикам самолетов, выручка и маржинальность превысили ранее заявленные цели. В 2021 году Bombardier предполагает поставить около 120 самолетов при выручке более 5,8 млрд долларов. Во втором квартале этого года выручка от деятельности, связанной с бизнес-джетами, достигла 1,5 млрд долларов, что составляет 50% роста год к году. Выросли как поставки новых самолетов, так и объемы сервисных услуг.
По мере продолжения этой позитивной тенденции наша разнообразная линейка бизнес-джетов, в которую входит в том числе семейство дальнемагистральных самолетов Global с большими салонами, обеспечивает возможность удовлетворять потребности растущей клиентской базы по всему миру.
Ни для кого не секрет, что Bombardier один из главных ньюсмейкеров на российском рынке: сильные продукты, весьма неплохие поставки, как мы знаем, достаточно хороший портфель заказов. Несколько лет назад вы прогнозировали, что тогдашние владельцы самолетов Bombardier активно начинают переходить на новые модели Challenger и Global. Оправдался ли ваш прогноз, активизировался ли спрос на линейку компании, особенно в сегменте ультрадальних джетов?
Мы обычно не раскрываем свою книгу заказов, а также рыночные прогнозы и результаты, но могу сказать, что по-прежнему имеется большой спрос как на самолеты средней дальности Challenger, так и на «дальнобойное» семейство Global – и это неудивительно. Модель Global 7500, флагман всей индустрии деловой авиации – выдающийся самолет, имеющий наибольшую дальность полета среди бизнес-джетов, и способный поэтому летать между бóльшим количеством городов без посадки. В нем есть четыре отдельных жилых зоны, фирменная коллекция запатентованных кресел Nuage, полностью оснащенная кухня, система освещения Soleil, помогающая бороться с джетлагом, и спальня владельца с большой кроватью и опциональной душевой кабиной – более комфортных условий в небе еще не придумали.
Но наш выдающийся модельный ряд на этом не заканчивается. В категории дальнемагистральных самолетов с большими салонами модели Global 5500 и Global 6500 обладают самой большой дальностью полета и объемом салона в своих категориях, а также самой высокой плавностью полета. Global 6500 и Global 5500 вышли на рынок в конце 2019 и середине 2020 года соответственно, и стали образцами инноваций и исключительных эксплуатационных характеристик. Оба этих самолета имеют дальность полета на 700 и 600 морских миль больше, чем их предшественники, что делает их идеальным выбором для российского рынка.
Не менее впечатляет и наша линейка бизнес-джетов Challenger. В классе super midsize модель Challenger 350 остается бестселлером уже на протяжении 7 лет, а самолет Challenger 650 выбирают клиенты, которым нужен чуть более просторный салон и большая дальность полета. Проверенная надежность и высокие характеристики этих самолетов делают их отличным выбором.
Какой отклик получил Global 7500 на российском рынке и какие конкурентные преимущества перед «одноклассниками» вы бы особенно выделили?
Реакция на флагман индустрии Global 7500 была самая положительная – самолет отлично приняли как клиенты, так и специалисты отрасли. У Global 7500 есть несколько важных качеств, которые выделяют его среди конкурентов на рынке, а поскольку самолет выпускается с 2018 года, то у него есть дополнительное преимущество – он успеет набрать опыт эксплуатации и закрепиться на рынке за несколько лет до того, как туда придут конкурирующие модели.
Добавьте к этому такие абсолютно необходимые в современном мире особенности, как: высокотехнологичная система фильтрации P?r Air с HEPA-фильтрами, которые задерживают до 99,99% аллергенов, бактерий и вирусов, или уникальная система Bombardier Smart Link Plus, позволяющая эксплуатантам постоянно контролировать важную сервисную информацию с самолета, максимально повышая эффективность эксплуатации воздушного судна, – Global 7500 был задуман, спроектирован и воплощен как лучший бизнес-джет, рассчитанный на долгосрочную перспективу.
Клиентам поставлены более 50 самолетов, темпы производства постоянно растут, и мы уже работаем над постройкой сотого самолета. Парк эксплуатируемых самолетов работает по плану и даже превосходит его: точность выдерживания расписания вылетов уже достигла уровня, характерного для парков с длительным опытом эксплуатации.
Компания Bombardier всегда чувствовала себя комфортно чувствовала в сегменте super midsize. Насколько подходит этот класс самолетов для российского рынка, и какова доля этого рынка у Bombardier?
Линейка самолетов Bombardier Challenger – настоящая сила в индустрии бизнес-джетов, и она идеально подходит для российского рынка. Настолько, что компания Bombardier с самолетами Challenger уже завоевала 40% рынка средних бизнес-джетов в России и странах СНГ. Их технические характеристики, надежность, плавность полета и отделка интерьеров сделали их популярными среди корпоративных пользователей и операторов деловой авиации. Для компаний или индивидуальных владельцев, раздумывающих о приобретении своего самолета на волне пандемии, семейство Challenger станет прекрасным выбором.
Challenger – самое продающееся семейство бизнес-джетов в истории. В частности, модель Challenger 650 благодаря высокому коэффициенту технической готовности стала популярной у эксплуатантов с задачами особой важности, такими как медицинская эвакуация и морская разведка.
Самолет Challenger 350 уже семь лет остается чемпионом в классе средних бизнес-джетов по количеству самолетов, поставленных заказчикам, и пользуется огромной популярностью у чартерных компаний.
За последние годы компания Bombardier провела множество улучшений Challenger 350, включая шумоизоляцию салона, обновленное оформление кабины, индикатор HUD с системой Enhanced Vision, связь в диапазоне Ka-band, и добавление захода на посадку по крутой глиссаде.
С ростом парка бизнес-джетов в России, возникает закономерный вопрос технического обслуживания. Хватает ли ресурсов в России и существуют ли проекты расширения MRO услуг в РФ?
Bombardier продолжает усиливать все аспекты своего послепродажного бизнеса, включая работу по расширению мировой сервисной инфраструктуры, с акцентом на Европу и клиентов из России. В начале этого года мы открыли полностью принадлежащий нашей компании центр наземного обслуживания в Берлине, Германия. Начинавшийся как совместный проект с компаниями Lufthansa Technik AG и ExecuJet, этот сервисный центр обеспечивает исключительное качество техобслуживания и ремонта бизнес-джетов Bombardier с 1997 года и имеет сервисную зону площадью более 15 тысяч кв. м. Этот отмеченный многими наградами центр обеспечивает высочайший уровень техобслуживания и ремонта для растущего парка самолетов Bombardier в Европе, России, Африке и на Ближнем Востоке.
Наше сервисное покрытие в Европе продолжает усиливаться с расширением сервисного центра в лондонском аэропорту Биггин-Хилл. На месте существующих ангаров будет построена новая сервисно-ремонтная площадка, где будут проводиться техобслуживание и переоснащение всей широкой линейки Bombardier. Размеры помещений таковы, что там смогут разместиться до 14 самолетов Global 7500 одновременно! После переоснащения сервисный центр сможет предложить давно востребованные услуги покраски и ремонта частей фюзеляжа и переоснащения самолетных интерьеров, а также площадки для обучения персонала.
Клиенты из России также пользуются всеми преимуществами нашей широкой сети Станций линейного обслуживания (LMS), особенно в Женеве и Ницце, а также наших партнерств с ключевыми авторизованными сервисными площадками в России.
Перестройка сервисного центра в Биггин-Хилле вместе с открытием центра в Берлине и расширением площадок в Майами, Сингапуре и Мельбурне приведет к увеличению общей площади наших сервисных мощностей до 280000 кв. метров и добавлению востребованных новых видов выполняемых работ. Это позволит нам расширить свое мировое сервисное покрытие почти на 50%, удвоив количество сервисных часов к 2025 году.
В настоящее время самым активно растущим сегментом является вторичный рынок. Насколько потенциальным российским клиентам интересны самолеты со «вторички» и много ли самолетов клиенты выставляют на продажу?
Для нас это увлекательная зона роста. Мы недавно объявили о программе Certified Pre-owned Aircraft (Сертифицированных подержанных самолетов), которая стала естественным продолжением нашего растущего бизнеса. Компания Bombardier помогала своим клиентам продавать их подержанные самолеты на протяжении 35 лет, поэтому нынешняя инициатива по созданию нового премиального класса подержанных бизнес-джетов стала логичным следующим шагом. Спрос на подержанные бизнес-джеты очень высок, и рынок восстанавливается очень быстро. Все больше клиентов начинают видеть ценность частной авиации, и частота полетов бизнес-джетов вновь растет.
Эта новая программа прекрасно подходит и для российского рынка, поскольку предоставляет все преимущества широчайшей сервисной сети Bombardier и ее ноу-хау как производителя самолетов. Каждый бизнес-джет Bombardier, проданный по программе Certified Pre-owned Aircraft, выкупленный компанией по программе trade-in или приобретенный на открытом рынке, проходит инспекцию и переоснащение для соответствия стандартам качества программы в одном из наших сервисных центров мирового класса. Компания Bombardier обеспечивает для покупателей подержанных самолетов такой же уровень внимания и клиентской поддержки, как и при продаже новых самолетов, на каждом этапе процесса предлагая высочайшие стандарты и знание продукта, которые возможны только у его производителя. С такими навыками и опытом клиенты могут быть уверены, что в переоснащении и ремонте их самолетов будут использоваться все возможности и знания компании Bombardier.
Как и новые бизнес-джеты Bombardier, самолеты из программы Certified Pre-owned обеспечивают безупречное качество и надежность. Более того, дооснащение подержанных самолетов Bombardier и сертификация их как премиальных продуктов показывает приверженность нашей компании к поддержанию высокой остаточной стоимости всего парка наших самолетов.
Насколько за последние пару лет изменился портрет клиента? Остается ли бизнес-джет желанным активом или приоритеты клиентов скорректировались?
Бизнес-джеты по-прежнему воспринимаются как ценный актив, а у рынка деловой авиации все еще остается большой незадействованный потенциал. Для этого есть несколько основных причин. Пандемия показала, что летать частной авиацией безопаснее, чем авиалиниями, поэтому мы видим приток новых клиентов, которые раньше летали коммерческими рейсами. Также рост мирового благосостояния – а это рост на 10% от года к году – является главным катализатором роста деловой авиации. Все больше людей с высоким уровнем дохода (HNWI) выходят на рынок частных самолетов.
У каждой компании был свой опыт работы в пандемию. Как Bombardier пережила пандемию и какие уроки были извлечены?
Очевидно, что пандемия оказала существенное воздействие на деловую авиацию – и на компанию Bombardier в том числе. Во время пандемии многие клиенты обратились к частной авиации как к способу избежать скоплений людей, характерных для полетов регулярными авилиниями. Деловая авиация дала им возможность свести к минимуму взаимодействие с людьми и летать безопасно, в том числе на внутренних маршрутах после введения ограничений на международные путешествия.
В начале пандемии наша компания среагировала быстро и решительно, приняв ряд мер для обеспечения безопасности своих клиентов и работников. Мы гордимся тем, что несмотря на трудности и вызовы, принесенные пандемией Covid-19, компания Bombardier продолжала поставлять клиентам новые самолеты и обслуживать эксплуатируемые машины по всему миру. Мы рады видеть, что индустрия бизнес-джетов неуклонно восстанавливается, а наши пассажиры остаются уверенными в высоком уровнем безопасности.
С точки зрения спроса, пандемия также принесла возможности роста для нашего сектора: больше людей впервые обращаются к чартерным операторам, то есть растет спрос на чартерные полеты и, соответственно, на бизнес-джеты, поскольку чартерные компании увеличивают и обновляют свои парки самолетов. К примеру, компания Bombardier недавно объявила о получении заказа на десять новых самолетов Challenger 350, что подтверждает растущий спрос на перелеты деловой авиацией.
Все это ведет к повышению интереса к чартерам и долевому владению самолетами, а также к появлению новых клиентов: заказы от лиц, покупающих бизнес-джет в первый раз, составляют все большую долю в нашем портфеле.
Сервисные центры Bombardier по всему миру во время пандемии не закрывались и продолжали оказывать клиентам весь спектр необходимых услуг. Многие владельцы воспользовались паузой в перелетах и провели работы по ТО или дооснащению самолетов. Мы в это время продолжали расширять свою сервисную инфраструктуру по всему миру и добавлять востребованные продукты и услуги – такие, как уже упоминавшаяся программа подержанных самолетов, новые цифровые проекты – чтобы обеспечить нашим клиентам более полный и разносторонний опыт владения самолетом. Эти инициативы позволили нам по-прежнему показывать убедительные финансовые результаты, даже несмотря на снижение летных часов. Пандемия заставила всю отрасль деловой авиации (и компанию Bombardier) пересмотреть старые подходы и проявить находчивость во взаимодействии с клиентами и формировании новых направлений деятельности – и мы продолжаем изобретать и находить новые способы расширять свой бизнес.