Джей Месингер — генеральный директор и основатель Mesinger Jet Sales, международной брокерской компании по продаже самолетов, рассуждает о перспективах вторичного рынка.
В среду на прошлой неделе я имел честь провести вебинар о том, будет ли на вторичном рынке деловых самолетов жесткое или мягкое «приземление», а также когда это может произойти. У нас была экспертная группа, в которую вошли звездный авиационный банкир, первоклассный оценщик самолетов и мои сыновья Джош и Адам.
Мы обсудили текущий рынок и его несбалансированность в отношении многих отраслевых сегментов, в том числе нехватку пилотов, ангаров, слотов для технического обслуживания и минимальные запасы самолетов, а затем перешли к быстрому росту цен на подержанные самолеты.
Мы резюмировали, что в течение последних четырех месяцев цены растут примерно 10% в месяц. Не говоря уже о том, что за предыдущие 12 месяцев не было обычной ежегодной амортизации авиатехники, которая составляет около 10% в год.
Следующая тематика сместилась к процессу, который менялся на фоне этих растущих цен, включая нежелание продавцов разрешать какие-либо проверки перед покупкой, или если они были разрешены, то очень ограниченные. Мы все согласились с тем, что наша отрасль динамична, а не статична, поэтому перемены случаются всегда.
Но когда маятник качнётся в другую сторону, будет ли это мягкое или жесткое «приземление»? Я всегда чувствовал, что произойдет жесткая посадка, если мы войдем в глобальную или даже внутреннюю рецессию в США, но некоторые в нашей группе считают, что внутренняя рецессия и некоторое инфляционное давление, которые могут быть вызваны новыми участниками рынка, и не приведут к такому резкому сдвигу.
Консенсус заключался в том, что жесткое «приземление», скорее всего, произойдет из-за геополитического события, которое серьезно повлияет на мировой порядок, и я уверен, что у всех достаточно открыты глаза, чтобы видеть, что происходит на Украине. Как заявил один из участников дискуссии, один ошибочный ракетный удар по соседней стране может немедленно изменить динамику и без того катастрофических событий. Мы все надеемся на деэскалацию и урегулирование нынешнего кризиса путем переговоров.
Мягкое «приземление», которое мы во время вебинара переименовали в устойчивую посадку, произойдет, если спрос останется высоким, а экономика – хорошей. В этом случае медленный и устойчивый рост предложения будет означать, что мы увидим и почувствуем снижение цен без каких-либо значительных падений покупательской способности. Маятник вернется к более сбалансированному рынку. Этот набор событий и результатов будет устойчивым и позволит обеспечить взвешенный рост, а не полное падение покупательской способности и деловой активности в нашей отрасли.
Но что мы можем сделать, пока находимся в этом рыночном безумии, чтобы начать контролировать нашу нынешнюю судьбу и сохранить отрасль? Возможно, мы могли бы вместе начать «просто говорить нет». Нет – процессам, которые, как мы знаем, не являются умными, нет – требованиям, предъявляемым к покупателям недобросовестными игроками, которые приводят к принятию неверных решений в процессе покупки, и нет – быстро растущему нелепому ценообразованию.
Я знаю, что говорю о долгосрочном подходе. Но мне интересно, сможем ли мы достичь критической массы тех, кто просто скажет «нет», и мы сможем разумно, правильно и корректно внести некоторые существенные изменения в нашу отрасль прямо сейчас. Если многие из нас начнут говорить «нет» запрету предварительных покупок и запрашиваемой цене, сможем ли мы на самом деле сдвинуться с мертвой точки?
Альтернативой продолжающемуся набору этих обстоятельств является то, что мы, как отрасль, собираемся заставить покупателей сидеть в стороне и ждать. Это привело бы к остановке транзакций на вторичном рынке — ничего не делается и ничего не продается.
Я знаю, что многие из вас, как и я, наслаждались нашей отраслью на протяжении десятилетий. Мы все обязаны защищать нашу отрасль от самих себя. Возможно, пришло время сказать «нет»!
Источник: AIN