На мировой арене произошла ситуация из разряда «немыслимое». Было наглядно продемонстрировано, что частная собственность в любой точке планеты более не является неприкосновенной. Гарантии и обещания крупных иностранных производителей превращаются в пыль за мгновение. Последствия этих решений «наших партнеров» будут еще долго висеть жирным пятном на их репутации и влиять на бизнес. Но что же делать собственникам частных бортов и их командам здесь и сейчас? Как поступить остальным участникам рынка? На эту тему размышляет Евгений Клочков, основатель Управляющей компании ANG.
Скорее всего, лучшим решением будет принять стратегию минимального воздействия. Делать все возможное, а может быть осознанно избегать любых действий, исключительно с целью не усугублять положение и потенциальные убытки. Внешняя ситуация меняется слишком быстро, чтобы можно было полноценно планировать деятельность, а любое действие может иметь непредсказуемые долгосрочные негативные последствия. Очевидно, что в самой ближайшей перспективе полноценной «разблокировки» самолтов ожидать не стоит. Однако, наверное, стоит пройти этот период с минимальными последствиями.
На рынке возникло мнение, что переход на российскую регистрацию откроет небо для авиации. Для коммерческих авиалайнеров регулярных авиакомпаний это может быть одним из решений. Но какое полноценное решение может быть для бизнес-джетов, учитывая, что, например, покупка запчастей происходит по серийному номеру борта. Уверен, будут найдены некие пути по ввозу запчастей, но они вряд ли обеспечат долгосрочный и устойчивый эффект. А такие самолеты в мгновение станут исключительно «для внутреннего потребления» нашим рынком.
Наличие факта в биографии самолета – обслуживание на несертифицированной сервисной станции, будет означать обнуление стоимости самолета на международном рынке. А в данный момент признание иностранными производителями самолетов, российских сервисных станций, в качестве авторизованных партнеров, маловероятно. Таким образом, если собственник планирует оставить себе самолет «навсегда», то эта стратегия, возможно, сработает и полеты исключительно внутри России могут быть обеспечены. На некоторые время. До крупной формы ТО. Однако, как показывает опыт, собственники все же предпочтут не терять свой актив.
И теперь наша задача и задача коллег по рынку найти выход в текущей ситуации. На сегодняшний день мы работаем над несколькими проектами, чтобы обеспечить быструю продажу «as is where is» и приглашаем коллег по рынку к совместной работе. Однако этот подход может сработать только для бортов, которые на данный момент находятся за пределами России.
Тем же собственникам, чьи самолеты остаются в России, наилучшей рекомендацией будет не предпринимать активных действий, по возможности поддерживать технику и команду до момента, когда внешняя ситуация стабилизируется. Уверен, что жизнь не остановится и в какой-то момент просто нужно будет адаптировать схему работы к текущей ситуации, с учетом внешнего ландшафта. Однако эту «долину смерти» преодолеют не все.
Хочется пожелать всем участникам рынка сохранять здравомыслие и рабочий настрой. Все пройдет. И это тоже.