60% бизнес-трафика аэропорта Ataturk связано с Россией
Турецкий рынок бизнес-авиации вновь показывает значительный рост на фоне непростой ситуации в Европе. 2012 и 2013 годы бизнес-трафик через крупнейшие турецкие аэропорты вырос на 10%, и как минимум этот тренд сохранится в текущем году. Что же касается других сегментов, то здесь рост еще более ощутим, особенно «прибавляют» компании, предлагающие услуги ТОиР и хендлинга.
Провайдеры активно развивают инфраструктуру с оглядкой на будущее, поэтому появление новых объектов в аэропортах выглядит обычным явлением. Аэропорт Ataturk по-прежнему остается крупнейшим по бизнес-трафику в стране, и, несмотря на ряд препятствий, с которыми компании сталкиваются ежедневно, интерес к этому аэропорту остается высоким.
Провайдеры активно развивают инфраструктуру с оглядкой на будущее, поэтому появление новых объектов в аэропортах выглядит обычным явлением. Аэропорт Ataturk по-прежнему остается крупнейшим по бизнес-трафику в стране, и, несмотря на ряд препятствий, с которыми компании сталкиваются ежедневно, интерес к этому аэропорту остается высоким.
Как рассказал BizavNews вице-президент по маркетингу Gozen Air Service Осман Кинали, больше половины трафика Ataturk приходится на полеты в Россию. «Сейчас на долю нашей компании приходится обслуживание более 60% рейсов, прибывающих в аэропорты Турции, и стамбульский аэропорт в настоящее время является крупнейшим. Основной бизнес-трафик приходится на российских клиентов и граждан Турции, летающих в Россию с деловыми визитами. Эта цифра колеблется от 55% до 65% от всего международного трафика в зависимости от сезона. А общее распределение активности бизнес-авиации в аэропорту Стамбула – более 50% рейсов выполняются внутри страны и чуть менее половины – по международным направлениям. В среднем ежедневно мы обслуживаем 45 рейсов, в «высокий» сезон – до 60 самолетов в сутки. При этом и второй аэропорт Стамбула – Sabiha Gokcen Airport – также участвует в этом «бизнес-процессе», хотя с более скромными показателями. На двоих мы принимаем около 65 самолетов в день», - комментирует г-н Кинали.
С точки зрения организации полетов, Ataturk очень сложный порт. Аэропорт слотируемый, и в пиковые часы (6:00 – 9:30, 13:00 – 15:00, 18:00 – 22:00) получить слот практически невозможно. Gozen Air Service, имеющий собственный диспетчерский центр, согласовывает каждый рейс в оффлайне. Политика администрации аэропорта очень схожа с российской. Бизнес-авиацию считают факультативным источником аэропортовой деятельности и существенной помехой «классического» трафика. Даже несмотря на достаточно серьезный скачок активности деловых полетов, упор делается на регулярные и грузовые рейсы. В аэропорту каждые 25 секунд взлетает или садится самолет. Официально получить слот в Ataturk можно за 48 часов, но в Gozen Air Service делают все намного быстрее. «В принципе мы можем согласовать рейс всего за 1,5 часа, но предпочитаем так работать только с проверенными клиентами, в идеале – с операторами. Заслужить доверие со стороны аэропортовых властей достаточно сложно, потерять – минутное дело. Нереализованный слот – большой «камень в огород» компании», - рассказывает г-н Кинали.
С точки зрения организации полетов, Ataturk очень сложный порт. Аэропорт слотируемый, и в пиковые часы (6:00 – 9:30, 13:00 – 15:00, 18:00 – 22:00) получить слот практически невозможно. Gozen Air Service, имеющий собственный диспетчерский центр, согласовывает каждый рейс в оффлайне. Политика администрации аэропорта очень схожа с российской. Бизнес-авиацию считают факультативным источником аэропортовой деятельности и существенной помехой «классического» трафика. Даже несмотря на достаточно серьезный скачок активности деловых полетов, упор делается на регулярные и грузовые рейсы. В аэропорту каждые 25 секунд взлетает или садится самолет. Официально получить слот в Ataturk можно за 48 часов, но в Gozen Air Service делают все намного быстрее. «В принципе мы можем согласовать рейс всего за 1,5 часа, но предпочитаем так работать только с проверенными клиентами, в идеале – с операторами. Заслужить доверие со стороны аэропортовых властей достаточно сложно, потерять – минутное дело. Нереализованный слот – большой «камень в огород» компании», - рассказывает г-н Кинали.
Но не только международные рейсы популярны среди российских клиентов. По словам г-на Кинали, все чаще маршрут бизнес-рейсов из России состоит из нескольких пунктов. Авиационные регуляторы предоставляют такую возможность с условием, что в пассажирский манифест включены лишь те лица, которые поднялись на борт из точки отправления. «Подсаживать пассажиров на любом плече категорически запрещено, и тогда путешествие внутри Турции становится весьма простым. За прошлый год пассажиров из России, посещающих Стамбул и желающих продолжить полет по внутренним направлениям, выросло почти в два раза. Цены на обслуживание в турецких аэропортах нельзя назвать слишком низкими, по основным позициям мы все же близки к европейским ценникам, однако если сравнивать основные опции с российскими прейскурантами, то мы, конечно же, существенно отличаемся (смеется)», - продолжает г-н Кинали.
Еще одной отличительной особенностью для клиентов у всех провайдеров в Ataturk является возможность самим сформировать свой пакет необходимых услуг, исходя из собственных пожеланий. Даже если в списке услуг того или иного провайдера не оказывается какой-либо опции – помогут «конкуренты», которые больше похожи на близких друзей. Имидж сегмента – это «болезнь» всех игроков рынка. Бывают случаи, что выставляемый инвойс состоит из услуг трех-четырех компаний, при этом счет единый и ответственность несет лишь та компания, с которой клиент начал работать. Случаев невыполнения договорных обязательств практически нет, а если таковые и имеются, то связаны с «глобальным форс-мажором», как говорят об этом сами провайдеры.
Еще одной отличительной особенностью для клиентов у всех провайдеров в Ataturk является возможность самим сформировать свой пакет необходимых услуг, исходя из собственных пожеланий. Даже если в списке услуг того или иного провайдера не оказывается какой-либо опции – помогут «конкуренты», которые больше похожи на близких друзей. Имидж сегмента – это «болезнь» всех игроков рынка. Бывают случаи, что выставляемый инвойс состоит из услуг трех-четырех компаний, при этом счет единый и ответственность несет лишь та компания, с которой клиент начал работать. Случаев невыполнения договорных обязательств практически нет, а если таковые и имеются, то связаны с «глобальным форс-мажором», как говорят об этом сами провайдеры.
На территории аэропорта Ataturk расположен лишь единственный терминал для бизнес-пассажиров, который используют все операторы. Это связано с особенностями турецкого законодательства, согласно которому функции иммиграционных и таможенных служб не могут быть отданы на аутсорсинг – это государственные функции. Строить же FBO ради FBO в Турции не хотят, и поэтому пассажиры обслуживаются в весьма скромном, но очень комфортном терминале. В среднем время прохождения всех процедур занимает не более 15 минут, после чего пассажиры отправляются на борт самолета. Здесь все рядом – перрон, рассчитанный на одновременное нахождение 60 самолетов различной вместимости, имеет собственные рулежные дорожки. Хотя время руления в связи с трафиком может достигать 20-25 минут.
В 2017 году в 40 километрах к северу от Стамбула откроется новый аэропорт, с которым Gozen Air Service связывает определенные надежды. С пассажиропотоком в 150 млн. пассажиров он станет крупнейшим в Европе (шесть взлетно-посадочных полос, два пассажирских терминала, грузовой комплекс, зарезервировано место под бизнес-авиацию и выставочный комплекс). Уже сейчас компания резервирует для собственных нужд участки земли для строительства инфраструктуры с нуля. По турецкому законодательству арендный договор заключается сроком всего на пять лет с последующей пролонгацией, что весьма рискованно для инвестиций в серьезные проекты. Механизм же компенсаций при расторжении арендного договора еще более сложен, как по процедуре, так и по времени. Поэтому компания, инвестирующая «длинные» деньги должна учитывать этот факт и выстраивать соответствующие отношения с администрацией, применяя зачастую всю изощренность и восточную дипломатию.
В 2017 году в 40 километрах к северу от Стамбула откроется новый аэропорт, с которым Gozen Air Service связывает определенные надежды. С пассажиропотоком в 150 млн. пассажиров он станет крупнейшим в Европе (шесть взлетно-посадочных полос, два пассажирских терминала, грузовой комплекс, зарезервировано место под бизнес-авиацию и выставочный комплекс). Уже сейчас компания резервирует для собственных нужд участки земли для строительства инфраструктуры с нуля. По турецкому законодательству арендный договор заключается сроком всего на пять лет с последующей пролонгацией, что весьма рискованно для инвестиций в серьезные проекты. Механизм же компенсаций при расторжении арендного договора еще более сложен, как по процедуре, так и по времени. Поэтому компания, инвестирующая «длинные» деньги должна учитывать этот факт и выстраивать соответствующие отношения с администрацией, применяя зачастую всю изощренность и восточную дипломатию.